Контакты
Главная Издания, полные версии 10 конкурс сборник 10 конкурс стр. 201

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕЗИСА КОТЛОВИНЫ ОЗЕРА СВЯТОЕ

Автор: Разумов Егор, 7 класс

МОУ ООШ № 8 г. Фурманов, Ивановская обл.

Руководитель: Парамонова Н.Е.

В течение ряда лет я занимаюсь изучением природного объекта — озера Святое, которое является памятником Природы Регионального значения.

В 2013 году мною была составлена комплексная характеристика озера, в 2014 году целью моей работы стало определить генезис котловины озера Святое, изучить почвы в окрестностях озера. В разных источниках высказывалось несколько предложений, но ни одно из них не было убедительно доказано. По внешним характеристикам озеро похоже на ледниковое, но оно расположено между обширными дюнами, что дает основания полагать, что озеро дюнное, или смешанного происхождения, а не ледникового. Вдоль береговой линии озера было сделано семь почвенных разрезов; взяты пробы грунта с южной, юго-восточной, восточной и северной части озера. Ввиду заболоченности северо-западной и западной частей котловины озера, пробы грунта там взять не было возможности. Два почвенных разреза было построено в 300 метрах от кромки воды на коренном берегу озера. Анализируя почвенные профили можно сделать вывод: вокруг озера сформированы мощные почвенные горизонты дерново-торфяных участков, горизонты вымывания представлены сероватыми кварцевыми песками, горизонты вмывания представлены желтыми аллювиальными песками. В двух образцах (№ 1, № 3) на южном берегу озера на глубине 10–11 см. обнаружены продукты горения, что позволяет сделать вывод о том, что здесь были пожары во время формирования данных пород. Пробы грунта дна были взяты в 17 метрах от берега в 4 частях котловины озера. Грунт был высушен, исследован под микроскопом в 4, 8, и 20 кратном увеличении на кафедре естественно-географического факультета Шуйского филиала ИВГУ под руководством Дмитрия Сергеевича Маркова.

 

 

201


ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ КРАСНОГО ПРУДА В ГОРОДЕ ЛОМОНОСОВЕ

Авторы: Рябикина Мария, 9 класс

ГБОУ СОШ № 436, Санкт-Петербург

Руководитель: Нарежная О.П.

Цель работы: узнать о состоянии воды Красного пруда и его прибрежной территории.

Задачи:

1. Отобрать пробы воды и определить некоторые параметры (температура, цвет, запах содержание солей, водородный показатель рН).

2. Определить виды водных растений в прибрежной части водоема.

3. Определить виды растений на берегу.

Методы исследования:

1. Метод анализа доступной литературы.

2. Метод учета видового состава прибрежно-водных и водных растений.

3. Наблюдения размещения растений и степень зарастания водоема в зависимости от неоднородности экологических условий водоема.

4. Фото фиксации участков водного зеркала и прибрежных мелководий, сопоставления данных.

Используемые инструменты:

1. Термометр электронный фирмы HANNA instruments.

2. Прибор рН-метр фирмы HANNA instruments.

3. Кондуктометр ДISТ-1.

4. Ведро, для отбора проб воды.

Место исследования: Красный пруд.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ВОДОСНАБЖЕНИИ Г. НОВОРОССИЙСКА

Автор: Савин Яромир, 11 класс

МБОУ гимназия № 8 г. Новороссийска

Руководитель Трофимова И.А.

Актуальность исследования. Водоснабжение Новороссийска в некоторых районах осуществляется по графику (3ч утром, 3ч вечером). Городскими и краевыми властями проводится программа городского водоснабжения «Большая вода». Программа призвана, с помощью Троицкого группового водопровода

202


обеспечить Новороссийск круглосуточным водоснабжением. Но игнорировать местное водоснабжение нельзя. Во-первых, это дешевая вода и экономия городской казны не помешает. Во-вторых, в свете нынешней неспокойной, в смысле терроризма, обстановке иметь источник альтернативного водоснабжения (своего, не зависящего от многокилометрового водопровода) тоже хорошо. Пусть он не может даже на короткий срок обеспечить весь город водой, но как источник питьевой воды для населения (при восстановлении каптажей), может использоваться.

Цели работы: изучить историю водоснабжения Новороссийска из местных водных ресурсов, рассмотреть возможность использования местных источников в городском водоснабжении (наличие воды и её пригодность для питья и прочих бытовых целей).

Задачи. Пользуясь литературными источниками, определить характер водоснабжения Новороссийска из местных водных ресурсов в прошлом. На местности найти подтверждение историческим сведениям в виде остатков прежних каптажных и иных сооружений. Определить примерную производительность местных источников путем подсчета суточного дебита. Изучить изменения суточного дебита источника в зависимости от времени года. Провести наблюдения и описать водные объекты в одной из балок южного склона Маркотхского хребта. Произвести отбор проб воды из них и оценить её качество доступными методами гидрологического наблюдения. Определить с помощью лабораторных анализов (в соответствующих организациях) качество воды из отобранных проб и возможность использования её для питья.

 

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ВОДЫ РЕК ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА

Автор: Спиридонова Мария, 11 класс

МБОУ «Державинский лицей», г. Петрозаводск

Руководитель: Соловьева Г.В.

Все 17 лет своей жизни в Петрозаводске я слышу от мамы: «Какая бы ни стояла жара, в городе мы купаться не будем!», «Не позволяй собаке пить из реки!». Меня заинтересовала качество воды в реках Петрозаводска. Через город протекают две реки: Неглинка и Лососинка. Даже беглый обзор опубликованных в сети Интернет исследований приводит к мысли, что мама права. В некоторых источниках состояние воды в реках названо «ужасающим» (статья в газете «Карелия» № 51, 2011 «Что происходит с реками Лососинкой и

203


Неглинкой?» о результатах научно-практического семинара «Современное состояние рек Лососинка и Неглинка институте водных проблем Севера (ИВПС) КарНЦ РАН http://www.gov.karelia.ru).

Цель: изучение изменения физических и химических свойств воды рек.

Неглинки и Лососинки по мере протекания по городу Петрозаводску.

Задачи:

1. Измерение среды (pH), плотности, цветности и мутности воды в различных точках течения рек.

2. Фенологические изменения и значения этих показателей в разные времена года.

Гипотезы:

1. Низкое качество воды в реках Неглинка и Лососинка.

2. Зимой качество воды в реках выше, чем летом.

Методики:

1. Метод сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории.

2. Метод обработки результатов исследования.

3. Анализ результатов опубликованных исследований по заявленной теме.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АКТИВНОГО ХЛОРА В ВОДЕ

Авторы: Сычёва Мария, Тимофеева Вероника, 11 класс

ГБОУ лицей № 389 «ЦЭО», г. Санкт-Петербург

Руководитель: Михайлова З.С.

Проблема и актуальность: по мнению многих экспертов, хлорирование воды — это самое крупное изобретение в профилактической гигиене XX века, принесшее огромную пользу человеку. Оно остановило распространение кишечных инфекций. Но тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире из-за низкого качества воды умирает около 5 млн. человек. Это дало основание назвать проблему водоснабжения доброкачественной водой в достаточном количестве проблемой номер один. Одним из спорных вопросов, стоящих перед учеными практически всего мира, является вопрос хлорирования воды. Главной проблемой данного метода является высокая активность хлора, он вступает в химические реакции со всеми органическими и неорганическими веществами, находящимися в воде, образуя хлорсодержащие токсины, опасные для всего живого.

204


Изучив достаточное количество литературы, мы заинтересовались не просто качеством водопроводной воды, а именно содержанием остаточного хлора в ней.

Объект нашего исследования: вода из различных источников:

1. Водопроводная вода из г. Красное Село.

2. Водопроводная вода из пос. Горелово.

3. Вода из колодца дер. Ундолово Кингисеппского района.

4. Вода из бассейна.

5. Вода из Аквапарка.

Предмет исследования: наличие в воде остаточного хлора.

Цель: Исследовать содержание проб воды из различных источников на наличие в ней активного хлора.

Задачи: изучить литературу о хлорировании воды, выяснить влияние хлора и его соединений на организм человека; исследовать воду из различных источников на наличие в ней остаточного хлора.

Гипотеза: в воде всех источников содержится остаточный хлор.

Методы исследования: Метод йодометрического титрования.

 

ИЗУЧЕНИЕ ИХТИОФАУНЫ ОЗЕРА БУЙВОЛА БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА

Автор: Титоренко Данил, 7 класс

МОУ СОШ № 1 с. Покойного, Будённовский район, Ставропольский край

Руководитель: Меликова Л.Н.

Восточная степная зона Ставрополья. Знойное солнце летом, пронизывающие ветры зимой лишили Прикумье экзотики и природного изобилия. Люди создают искусственные водоёмы, а здесь природа дала водоём, воды которого несут на себе хозяйственно-бытовые нужды региона в целом и района в частности. Оно же является одним из природообразующих факторов микроклимата города Будённовска. Мы не зря его называем «ЖЕМЧУЖИНОЙ СТЕПЕЙ».

Нами было установлено, что водная среда озера Буйвола не соответствует требованиям нормального качества воды и степень ее загрязнения значительно превышает ПДС. Загрязнение озера происходит на всех пробных участках, превышение ПДС и составляет в среднем 2,7, которые подтверждаются данными Будённовского отдела санэпиднадзора о химическом загрязнении озера (загрязнение водной среды по различным видам загрязнителей составляли от 2,5 до 6 ПДС).

205


Для оценки загрязнения водоёма можно применять и другие методики.

Цель моей работы «Изучение ихтиофауны озера Буйвола» направлена на определение биологического потенциала водоёма.

Задачи:

— Определить (описать) современный состав ихтиофауны озера Буйвола, показать особенности биологии различных видов рыб.

— Установить причины и характер их изменений, связанных с антропогенным воздействием.

— По организмам-биоиндикаторам выявить их пригодность для рекреационной аквакультуры.

В нашем исследовании изучали видовое разнообразие рыбы озера Буйвола, способы её выращивания предпринимателями-арендаторами (зарыбление озера, выловы, определения роста и развития некоторых видов).

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЖИВИ, РОДНИК, ЖИВИ!

Авторы: Тихомирова Евгения, 8 класс

МОУ Коткишевская ООШ г. Нея Костромская область

Руководитель: Орлова О.П.

Актуальность проекта: В современное время всё нацелено на изменение отношения к природе, ответственности за состояние окружающей среды в настоящем и будущем. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете. А родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения. К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что не благоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.

При разработке проекта учитывалось:

1. Экологическое состояние родников на территории Нейского района Костромской области.

2. Необходимость мер по оказанию помощи в благоустройстве родника.

206


Гипотеза: родниковая вода Нейского источника пригодна для питья.

Цель проекта: оценить экологическое состояние родников, принять меры по их экологическому улучшению и сохранению, бережному отношению к ним, организовать и провести мероприятия по установлению заброшенных родников, их экологическому улучшению, сохранению и функционированию.

Воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи проекта:

1. Формирование взаимосвязи человека с природой в окружающей его природной системе.

2. Формирование внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе.

3. Формирование активной жизненной позиции, желание быть неравнодушными к судьбе своей малой Родины, её экологическому состоянию.

Объект исследования: родник «Нейский».

Предмет исследования: вода родника и прилегающая территория.

Основные методы:

1.Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников, анализ анкетирования, сравнение.

2. Эмпирический: лабораторные наблюдения.

3. Математический: статистика.

4. Экспериментальный: постановка опыта.

Этапы реализации проекта. Проект «Живи, родник, живи!» представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОДНИКОВ Г. МИЧУРИНСКА

Автор: Туровцева Антонина

ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж», г. Мичуринск

Руководители: Околелов А.Ю., Климова Е.Ю.

Актуальность изучения подземных вод заключается в том, что они играют важную роль и как источники водоснабжения населения. Внутренние воды Тамбовской области представлены реками, озёрами, прудами, подземными водами. Интенсивное воздействие человека на водные объекты Тамбовской области приводит к загрязнению и обмелению водоемов, как поверхностных, так и подземных. По данным И.М. Голубева (1992), питьевая вода из централизованных водопроводных сетей практически всех крупных населенных пунктов Тамбовской области не соответствует санитарным требованиям. В этой связи

207


актуальным является мониторинг экологического состояния источников питьевого водоснабжения, в том числе родников.

Цель работы: оценка экологического состояния родников посёлка Комсомолец на основе анализа гидрологических, органолептических, гидрохимических и бактериологических данных.

Задачи:

1. Выяснить сезонные изменения расхода воды в исследуемых источниках.

2. Изучить сезонную динамику органолептических, гидрохимических и бактериологических показателей родников.

3. Изучить влияние качества питьевой воды на здоровье человека.

Изучение родников поселка Комсомолец Мичуринского района осуществлялось в 2012–2014 гг., отбор проб из исследуемых родников проводился с марта 2012 г. по март 2013 г.

В ходе исследований для каждого источника по стандартной схеме (Чаус, Чаус, 2005) были составлены паспорта, содержащие разделы, в соответствии с которыми проводились полевые и лабораторные исследования:

В каждом источнике были четырежды взяты пробы воды для проведения гидрохимических и бактериологических анализов, а также проводилась оценка мощности родников.

Методы исследования. При проведении работ были использованы различные методики: гидрологические исследования родников (характер выхода источника, определение дебита родника), проведение органолептического анализа воды (температура воды, цветность, прозрачность, запах, вкус и привкус воды), проведения химического и бактериологического анализа воды родников.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРИБРЕЖНЫХ ВОД В ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Авторы: Усова Полина, 9 класс; Роот Татьяна, 11 класс

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», с. Тасеево, Красноярский край

Руководитель: Соловьев А.Ф.

В данной научно-исследовательской работе описываются результаты, полученные по итогам экологической экспедиции школьников на оз. Байкал, испытывающим все более увеличивающуюся антропогенную нагрузку. В ходе экспедиции проводились органолептические исследования байкальской воды, попутно проводился отбор проб для дальнейших гидрохимических исследований

208


в лаборатории. Точки отбора проб были выбраны таким образом, чтобы в последующем можно было сравнить качество байкальской воды на участках со значительной антропогенной нагрузкой и в местах, где эта нагрузка не столь велика.

Цель работы — выявление степени антропогенного загрязнения прибрежных вод в юго-западной части озера Байкал.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить физико-географические особенности экосистемы озера Байкал.

2. Охарактеризовать экологические проблемы озера Байкал и меры, предпринимаемые для его защиты.

3. Исследовать органолептические и гидрохимические показатели проб, взятых в ходе экологической экспедиции.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: природная вода озера Байкал.

Предмет исследования: органолептические и гидрохимические показатели прибрежных вод озера.

Методы исследования: органолептические (запах, привкус, цветность, мутность и прозрачность), гидрохимические (pH, общая жесткость, гидрокарбонаты, карбонаты, сульфаты, хлориды, кальций, магний, натрий и калий, нитраты, нитриты, аммоний, общий фосфор, железо общее, сумма металлов и фториды), анализ и обобщение данных.

 

АНАЛИЗ ВОДНЫХ ОБРАЗЦОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В СРАВНЕНИЕ 2014 С 2013 ГОДОМ

Автор: Федосеева Дарья, 11 класс

НОУ школа-интернат № 21ОАО «РЖД», п. Танхой, Бурятия

Руководитель: Загородникова М.А.

В поселке Танхой существует проблема с питьевой водой, водопроводные системы прогнили и пришли в негодность. Были пробурены десятки новых скважин, и стало необходимым исследовать воду из этих скважин по ГОСТу и сравнить ее качество с водой из действующей колонки, в которую вода поступает из озера Байкал. Считается, что скважина — это один из самых чистых источников водозабора. Однако качество воды, добытой из самых недр земли, может существенно различаться, в зависимости от глубины расположения водоносного горизонта. Я полагаю, что научное исследования качества воды

209


дадут возможность разработать правильные рекомендации по использованию воды для бытовых нужд.

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека — одна из наиболее актуальных проблем современности.

Цель исследования: Осуществить анализ водных образцов адаптированными методиками лабораторного эксперимента и сравнить с данными прошлого года.

Задачи:

— Взять пробы из скважин п. Танхой, оз. Байкал и колонки.

— Изучить информацию о воде в различных источников.

— Исследовать гидрохимические показатели в разных точках на территории п. Танхой и оз. Байкал.

— Сравнить полученные результаты с прошлым годом и сделать выводы.

— Разработать практические рекомендации для жителей поселка по использованию вод из скважин.

Объект исследования: новые скважины поселка Танхой.

Методы исследования: органолептические, гидрохимические (рН, общая жесткость, аммоний, хлориды, сульфаты, фосфаты, нитраты, карбонаты, щелочность, железо общее).

 

ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИТОКОВ ИВАНЬКОВСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА НА ТЕРРИТОРИИ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА

Автор: Ханина Дарья, 9 класс

МБОУ СОШ № 7, г. Конаково, Тверская обл.

Руководитель Пчельникова М.А.

Цель: химико-экологическое исследование малых рек Верхневолжского бассейна в условиях высоких антропогенных нагрузок, на примере притоков Ивановского водохранилища.

Основные задачи:

— изучить и проанализировать архивные карты района с целью определения района исследований родников и ручьев;

— провести мониторинг малых рек, ручьев, родников Конаковского района (гидрохимические исследования);

210


X международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220] [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика