Контакты
Главная Издания, полные версии 7 конкурс сборник 7 конкурс стр. 361-370

исследования можно продолжать и в этом направлении. Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать для дальнейших исследований, для мониторинговых исследований этого пруда.

 

Популяция пролески сибирской в дубравах Михайловского района Волгоградской области

Попов Игорь
МБОУДОД «Станция юных натуралистов г. Михайловки», Волгоградская обл.
Руководитель: Кузнецова Н.В.

Первоцветами называют растения ранневесенней флоры, цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле и до середины мая. Отличительная черта первоцветов – это прелесть раннего цветения, все они имеют очень красивую окраску цветов. Но цветы привлекают не только бабочек и пчел. Десятки и сотни "любителей природы" устремляются в окружающие город леса за подснежниками. Массовые сборы влияют на численность многих "первоцветов", наносят значительный ущерб их популяции.
Цель работы: выяснить, как зависит численность пролески сибирской от степени антропогенной нагрузки на местность.
В данной работе представлены результаты за 2010 – 2011 год.
Актуальность данной работы продиктована тем, что за последние годы некогда широко распространенные в Михайловком районе растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Основными причинами ослабления и уничтожения первоцветов являются чрезмерная добыча и разрушение местообитания.
В ходе работы я изучил биологические особенности пролески сибирской, провел рекогносцировочное обследование территории, нашел участок компактного произрастания пролески сибирской в ближайшей дубраве, заложил 2 площади 10х10м, составил краткое описание рельефа изучаемых площадок. Я изучил следы воздействия человека на почвенный и растительный покров выбранных площадок: определил густоту сети тропинок; оценил участки по обилию мусора; определил частоту встречаемости кострищ; определил степень рекреационной нагрузки. Провел геоботаническое описание дубравы, определил экологические характеристики популяции, сравнил численность пролески сибирской на разных площадках. Мною выявлена связь численности пролески со структурой лесного полога и степенью антропогенной нагрузки, проведены мероприятия по увеличению численности пролески, зная, что пролеска может размножаться семенами, я собрал их и посеял на небольшом участке 1х1м,

361


недалеко от участка №2. В апреле 2011 года обследовали питомник пролески, и установил: в минипитомнике появились всходы пролески – 19 растений.
При работе использовались следующие методы: рекогносцировочный, заложение пробных площадей, заложение пробных площадок, геоботаническое описание дубравы, сравнение, измерение, анализ, эксперимент.
В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:
1. На развитие пролески влияют характеристики физической среды: освещенность, увлажнение, богатство почвы.
2. Численность пролески зависит от структуры леса, она растет в лиственных лесах, где весной много света и даже подлесок и подрост ей не помеха.
3. Численность пролески не зависит от численности других не цветущих в данный период травянистых растений.
4. Жизненность пролески зависит от степени перерождения леса. На участке №1 она в норме, так как там вмешательство человека минимальное. Участок №2 находится вблизи места массового отдыха горожан, поэтому пролеска находится в сильно угнетенном состоянии.
5. Плотность популяции пролески зависит от вмешательства человека. Массовые сборы пролески на участке №2 влияют на ее численность, наносят значительный ущерб популяции.
6. Избыточная антропогенная рекреационная нагрузка (вытаптывание, уплотнение почвы, загрязнение) на участок №2 приводит к снижению плотности популяции пролески сибирской.
7. Сохранение биологического разнообразия первоцветов – важная задача рационального природопользования.
8. Необходимо проводить рейды по пресечению незаконного сбора, перевозки и продажи первоцветов, в частности пролески сибирской.
9. Повышение экологической культуры горожан будет способствовать сохранению первоцветов. Необходимо объяснять людям важность сохранения первоцветов и меры по их охране.
10. Человек может увеличить площадь популяции пролески, поэтому необходимо продолжить работу по искусственному семенному размножению.

 

Особенности животного мира озера Мылки

Потькалов Александр
МОУ СОШ № 14 г. Комсомольск-на-Амуре
Руководитель: Загороднева Н.М.

Пойменное озеро Мылки, расположенное в юго-западной части города Комсомольска-на-Амуре – одно из 20 тысяч озёр, которые образуют своеобразное «голубое ожерелье» Амура. В учебно-методической литературе и справочных пособиях, описывающих видовое разнообразие растений и животного

362


мира озёр Хабаровского края [1, 2], крайне мало информации об озере Мылки, что определило цель нашего исследования: изучить особенности животного мира озера Мылки.
Объект исследования: животный мир озера Мылки. Предмет – видовое разнообразие рыб.
Гипотеза исследования: если озеро Мылки - пойменный водоём, то вода в нём должна быть чистой, а, следовательно, оно должно характеризоваться богатством видового состава рыб.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования информации о биоразнообразии флоры и фауны озера Мылки в курсе преподавания биологии в школе.
В процессе исследования нами было определено, что река Амур постоянно теснит озеро Мылки своими отложениями песка и глины, как бы выталкивая его за пределы своей поймы. Отсюда и происхождение его названия: коренные жители наблюдали, как озеро постепенно всё больше и больше удаляется от основного русла реки Амур, поэтому название озера переводится по одной версии, как "место для соревнования на лодках", а по другой – как «одичавшая собака».
Площадь озера Мылки составляет 9 кв. км2. Абсолютная высота по России 22,35 м. Вода в озере пресная, желтоватого цвета слабомутная, что обусловлено глинистыми и песчаными частичками в потоке воды. С Амуром озеро связано узкой Мылкинской протокой длиной 3,2 км, поэтому его водный режим тесно связан с режимом реки. При этом озеро отличается качественным своеобразием животного мира. Так, по мнению учёных-краеведов Г.Н. Паневина, А.Н. Махинов, Е.А. Бородиной и пр., на озере Мылки – самый большой видовой состав обитающих в воде и по его берегам растений, что обуславливает и наибольшее количество видового состава насекомых, рыб и земноводных. Особого внимания заслуживает, типичный представитель озера Мылки – касатка, где самыми распространёнными считается касатка-скрипун и касатка-плеть. Все рыбы семейства касатковых имеют голое тело без чешуи, серовато-зелёную спину, жёлтое брюхо, по бокам – тёмные пятна с разводами, а в плавниках – по зазубренной колючке.
Данные Интернет источников и результаты лабораторного анализа прозрачности воды из озера показали, что вода в озере достаточно мутная, бледно-жёлтого цвета, сильно загрязнена. Наблюдение за акваторией озера выявило, что на качество воды в озере оказывает сильное влияние загрязнение водоема и его акватории, основными источниками которого являются отходы хозяйственной деятельности человека.
Анализ влияния загрязнения воды на видовой состав рыб в озере Мылки показал, что в настоящее время существенно уменьшился видовой состав вылавливаемых рыб в озере Мылки и существенном снижении числа вылова касатки. Причинами снижения численности касатки в озере являются загрязнённость и обмеление озера, истощение естественных запасов рыбы.

363


Результаты нашего исследования показали, что загрязнённость водоёма негативно сказывается на его обитателях, в частности на численности касатки, и опровергли гипотезу. Нами доказано, что современная экологическая ситуация на озере Мылки, связанная с его хроническим загрязнением и низкой самоочищающей способностью, может привести к необратимым экологическим последствиям. Поэтому в работе мы предлагаем первоочередные меры, способствующие улучшению экологической ситуации на озере Мылки, где особую роль отводим учащимся школ и работающей молодёжи.
Список литературы:
1. Крюков В. Ещё не поздно спасти Амур и Приамурье // Родное Приамурье. Экологическое приложение к журналу «Дальний Восток» - 2007. – Май. Спец. выпуск. – С. 41 – 43.
2. Паневина Г.Н., Махинов А.Н. Мой край: учебное пособие для учащихся 6 кл. общеобраз. учр. Хабаровского края / Под общ. ред. А.Н. Махинова. – Хабаровск, Изд. дом «Частная коллекция», 2000.
3. Стадничук Л. Мелочь пузатая // Родное Приамурье. Экологическое приложение к журналу «Дальний Восток» - 2008. – № 1. – С. 30 – 33.

 

Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы плодовых деревьев и томатов

Прокопчук Татьяна
МОУ СОШ села Старокучергановка, Астраханской области
Руководитель: Колесниченко С.А.

Пыльца растений может показать уровень загрязнения окружающей среды, поэтому мы выбрали плодовые деревья и исследовали их пыльцу. На основании вида пыльцы и ее целостности сделали заключение об уровне загрязнения окружающей среды в нашем селе.
Цель: определить уровень загрязнения среды в селе Старокучергановка и прилегающих территориях с помощью пыльцы плодовых деревьев, овощных культур.
Задачи.
1. Проанализировать структуру пыльцы, просмотреть образцы пыльцы с плодовых деревьев, овощных культур в пределах села Старокучергановка.
2. Сделать вывод о степени загрязнения окружающей среды на основании проведенных исследований пыльцы растений в районе села Старокучергановки и ее окрестностей.
Методика анализа качества пыльцы заключается в определении процента ненормальных (абортивных) пыльцевых зерен.
Высокая чувствительность к действиям мутагенов (этиленимин, нитрозоэтилмочевина, некоторые пестициды) проявляется у томатов и плодовых деревьев.

364


Генетически активные факторы среды резко нарушают процесс образования пыльцы томатов, доводя до полного отсутствия в пыльниках нормальных пыльцевых зерен.
Для работы мы взяли микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, пипетки и слабый раствор йода. Для приготовления слабого раствора йода необходимо взять 2 мл. 5% йодной настойки и разбавить 10 мл. Этот раствор используется для окрашивания пыльцы. После окраски нетрудно отличить нормальные пыльцевые зерна от абортивных.
Результаты. Обычно пыльца у растений, произрастающих в нормальных условиях, имеет хорошее качество, процент нормальных пыльцевых зерен близок к 100%. Поэтому, исходя из этого, можно сделать вывод, что повышенного загрязнения на всех ключевых участках не наблюдается. Но необходимо отметить, что выбросы загрязняющих веществ с осадками аккумулируются почвенным покровом, поэтому особенно почва загрязнена вблизи автостоянок. Углекислый газ, образуемый при дыхании живых существ, а также при сжигании угля, нефти и газа также опасен для здоровья. В работе выяснили, что больше всего повреждена пыльца у яблони, но как правило, яблони высаживают ближе к дороге, возможно, это оказывает свое действие на пыльцу.
Для улучшения окружающей среды в селе Старокучергановка рекомендуем высаживать как декоративные деревья сливу, вишню и айву, так как они имеют наименьший коэффициент повреждения пыльцы.
Выяснили, что больше всего повреждена пыльца у яблони, но как правило, яблони высаживают ближе к дороге, возможно, это оказывает свое действие на пыльцу. И видимо яблоня из всех плодовых больше реагирует на изменения в окружающей среде. Меньше всех реакция на изменение окружающей среды у вишни, но вишня цветет самой первой и в это время еще мало личного транспорта на дороге и меньше выхлопных газов, которые действуют на пыльцу. Наиболее достоверными данными можно считать реакцию пыльцы сливы и айвы, а это 15,5 % поврежденной пыльцы на обработанных деревьях и 4% поврежденной пыльцы на необработанных деревьях. Значит, уровень загрязнения атмосферы в селе можно считать как среднее загрязнение.
Практическая значимость. Для улучшения окружающей среды в селе Старокучергановка рекомендуем высаживать как декоративные деревья сливу, вишню и айву, так как они имеют наименьший коэффициент повреждения пыльцы. В настоящее время мы на пришкольном участке высадили плодовые деревья, и будем ухаживать за ними и наблюдать за пыльцой. Воздух в селе будет намного чище.

 

365


Правильное благоустройство школьного двора – одно из условий хорошего самочувствия учеников

Прончатова Марина
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области
Руководитель: Шинкарь Л.И.

Герой известной сказки Сент-Экзюпери сказал: «Есть такое твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету...» Если бы каждый из нас придерживался этого правила, то экологических проблем на Земле было бы меньше. Начинать необходимо с малого: своя комната, дом, двор, улица и, конечно же, школа, где мы находимся большую часть светового дня. 
Гипотеза: Так как в школе и её дворе мы проводим много времени, то пребывание на её территории, должно быть комфортным и способствовать не только получению знаний, но и оздоровлению детей. 
Цель: Разработать план благоустройства и озеленения школьного двора.
Задачи:
1.Изучить экологическую обстановку школьного двора и прилегающих к нему территорий.
2. Проверить правильность размещения на территории уже имеющихся зелёных насаждений. 
3. С учётом проведённых исследований, разработать план благоустройства и озеленения школьного двора.
Предмет исследования: школьный двор и прилегающая к нему территория. 
Время исследования: 2011 год.
Результаты работы: На основании проведенных исследований и изученной литературы, разработала план мероприятий по озеленению и благоустройству школьного двора, используя для озеленения и благоустройства школьной территории следующие элементы ландшафтного дизайна: 
а). Аллея Участок №1- дополнить единичными посадками каштана конского (А. hippocostanum L). Участок №8 - убрать деревья (каштан конский (А. hippocostanum L), растущие на расстоянии менее 3м от школы. 
б). Зеленый массив Участок №5,3 – удалить деревья рябины перистолистой (S. Аucuporia L.), растущие на расстоянии менее 3 м от школы. На участке № 15 целесообразно посадить деревья с не большой кроной, например, береза бородавчатая (B. pendula Roth), так как участок не широкий (13 метров от здания школы). У дороги (участки №17,18) - деревья шумопоглотители, пылеуловители, уменьшающие количество вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, например, липа сердцевидная (Т.cordata Mill), клен остролистный (A. platanocoles L).

366


в). Куртина Участок №9. Возможно создание куртины из хвойных растений: можжевельник казацкий (J. sabina L.), ель европейская (P. abies L.), сосна обыкновенная (P. selvestrus L.), так как рядом спортивный городок и игровая площадка, а хвойные обладают максимальной фитонцидной активностью.
г). Группа Участок № 11 имеет 2 липы сердцевидные (Т. cordata Mill). Возможно дополнение 1-2 деревьями с другой кроной. Например, тополь пирамидальный(P. pyramidalis Poz.). 
д). Живые изгороди Участок № 10 - граница школьного двора, радом склон. Перед ним спортивная площадка. Хотя ее ограждают сеткой высотой 6 метров, не лишним будет создание живой изгороди вдоль всего обрыва. 
е). Газоны Создать газоны на открытых участках № 1,5,6,11,15,17,18.
ж). Клумбы Участки №19,15,16,17,18. Видовой состав подбирать необходимо не только с учетом морфолого-физиологических особенностей растений, но и с учетом цветовой гаммы , как известно влияющей на эмоциональное состояние учеников.
з). Рабатки Участок №20 - односторонние рабатки, засажены ирисом германским (Yris germanika L.), и тагетесом (Tagetess L.). 
и). Розарий Участок №3 – прилегает к центральной части двора.
к). Вертикальное озеленение - периметр школьного двора. 
л). Альпинарий Участки №2,5,8.
м). Рокарий Участок №12. Здесь проходят линейки, но так как участок сильно затенён, цветущую клумбу создать проблематично. 
Реализация разработанного плана благоустройства и озеленения школьного двора, позволит улучшить экологическое и эстетическое состояние нашего школьного двора, а наше пребывание в ней не только полезным, но и приятным.

Снег- индикатор загрязнения воздуха в п.Вещево

Протасова Оксана
МБОУ «Вещевская ООШ» Выборгского района Ленинградской области
Руководитель: Бондарь Т.В. Консультант: Колдина Т.Г.

Экологические проблемы существовали всегда, на всём протяжении истории человеческого общества.
Среди разнообразных актуальных тем общей экологии особое место занимает теория и практика оценки состояния окружающей среды разными методами. Я решила изучить метод исследования загрязнения атмосферного воздуха с помощью снега.
Гипотеза: Снег- индикатор загрязнения воздуха в п.Вещево. 
Цель: исследовать загрязнение воздуха в п. Вещево.

367


Объект моего исследования: микрорайон п.Вещево.
Предмет данного изучения- снег.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа снега обосновывается преимущество использования данного вещества в мониторинге загрязнения воздушной среды.
Практическая значимость работы заключается в изучении загрязнения атмосферного воздуха угольной котельной п.Вещево и влияние данного загрязнения на здоровье населения.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ, наблюдения, опыты, интервью, социологический опрос.
Изучение литературы доказало, что снег- это такое вещество, которое можно использовать в качестве индикатора загрязнения воздуха. Это связано с тем, что снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу.
Для подтверждения гипотезы и уточнения полученных выводов я провела практические исследования. 
Время проведения опытов: ноябрь – март 2010-2011 г.
Опыт№1.
Талая вода, полученная из проб снега, была тщательно перемешана и пропущена через белую ткань(фильтр). Затем через него было отфильтровано не менее 1 л воды. Фильтр с осевшими на нем взвешенными веществами был высушен в помещении в течение суток. Сравнили чистый фильтр и фильтр, через который фильтровалась талая вода.
Опыт №2.
В октябре между оконными рамами, выходящими на котельную, была проложена вата белого цвета. Через несколько месяцев вата была извлечена из оконных рам. Путем сравнения двух образцов: чистой и использованной ваты с налетом черной сажи - была установлена степень запыленности воздуха в п.Вещево. 
В результате практического исследования я пришла к следующему выводу:
Снег является индикатором загрязнения атмосферного воздуха.
Чем выше запыленность снега на определенной территории, тем сильнее загрязнен атмосферный воздух.
Наиболее загрязненной территорией является район котельной, детский сад и жилые дома №8, 10, 15 и 18 находятся в зоне сильного загрязнения, а школа и остальные дома - в относительно чистой зоне.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана. А директор управляющей компании поддержал инициативу перевода угольной котельной п.Вещево на газовое топливо.

 

368


Характеристика экологического состояния Зеленого озера

Прохорова Полина
МОУ Толмачевская СОШ Лужского района
Руководитель: Шевцова Ю.И.

Рекреационное использование озер способствует загрязнению озер. Установлено, что каждый купающийся вносит в водоем в среднем 75мг общего фосфора и около 700мг общего азота. От одного неорганизованного туриста в прибрежной зоне ежесуточно накапливается более 1г общего фосфора и 14г общего азота, из которых более половины поступает в водоем. В бытовых сточных водах от одного человека в сутки поступает 8г аммонийного азота и 1,7г фосфатов. Кроме биогенного загрязнения отдыхающие способствуют и бактериальному загрязнению. Так, при купании один человек вносит в водоем свыше 3млрд. сапрофитных бактерий и 0,1-20млн. кишечных палочек.
Последствием рекреационного использования является также поступление в воду различных средств, нефтепродуктов от автомашин, вытаптывание и замусоривание прибрежной зоны, ведущие к регрессии растительных сообществ и эрозии крутых песчаных берегов.
Есть среди наших озер водоемы, которые можно встретить на особо охраняемых территориях. К таким объектам относится озеро Зеленое, расположенное на территории ландшафтного заказника «Шалово – Перечинского». Озеро не большое, а отдыхающих ежегодно становится больше. Мы беспокоимся о его состоянии. Поэтому решили провести свое исследование: охарактеризовать экологическое состояние озера Зеленого; выявить факторы, негативно влияющие на его экосистему и разработать защитные мероприятия.
Мы составили краткую характеристику озера Зеленого, составили профили живого сечения озера, провели химический анализ воды, биоиндикацию по макрозообентосу.
СРОКИ исследования: с ноября 2009 года по настоящее время.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: Зеленое озеро ледникового происхождения, почти глухое. Есть ряд видов растительных и животных редких для нашей области. По гидрологическим показателям это не большое озеро шириной 250- 90 м, глубиной до 18 м. Заметны следы заболачивания. По гидрохимическим показателям превышений ПДК по рыбохозяйственным показателям нет. По органолептическим показателям в 3-х точках запах в два раза превышает норму: осенью – сероводородный, летом – плесневелый. Очень низкая минерализация озера - сульфатов, карбонатов, хлоридов почти не обнаруживается, общая жесткость меньше 1. По биотическому индексу Майера (индексу устойчивости к загрязнению) – состояние воды хорошее, а индекс Вудивисса равен 10, что соответствует чистой воде.

369


Озеро испытывает огромную антропогенную нагрузку, состоящую из отдыхающих. В летний период количество отдыхающих на озере составляет до 1000 человек в день, они купаются, устраивают пикники, мусорят, жгут костры, ломают деревья. Это единственный негативный фактор выявленный нами. 
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: во время проведенных экспедиций мы предприняли ряд мер для устранения выявленных нарушений:
· Проводили акции «Чистый берег» - убирали несанкционированные свалки на берегу озера в мае 2010 и 2011 гг;
· Осенью 2010 г и весной 2011 г посадили деревья на всех пляжах, так как прироста там нет совсем .
· Повесили знаки, призывающие не мусорить и не курить на детском пляже.
· Местные энтузиасты помогли оградить детский пляж блоками от проезда машин.
· Территория озера отгораживается, и проезд машин непосредственно к озеру будет прекращен.
· Написали статью в районную газету «Лужская правда», в целях просвещения населения.
· Подготовили проект оборудования зоны отдыха на озере, совместно с местными жителями и передали его администрации города.
Робота состоит из 30 страниц, приложений 15 страниц, 7 таблиц, 15 рис. 15 литературных источников.

 

Оценка экологического состояния почвы в местах санкционированных и несанкционированных свалок мусора в микрорайоне Мариенбург г. Гатчина

Ржевский Сергей
МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №7», г. Гатчина Ленинградской области
Руководители: Сляпцова Т. Н., Яковлева И. А., Васильева В. К.

Данная работа выполнена в плане оценки экологического состояния микрорайона Мариенбург г. Гатчины. Исследования проводятся с 2009 года. 
Актуальность работы. Почвы являются аккумулятором как химических, так и механических загрязнений. Микрорайон Мариенбург г. Гатчины характеризуется наличием участков с многоэтажной застройкой, а также участков, отданных под малоэтажное строительство (частный сектор). Коммунальные службы города организовали площадки для сбора бытовых отходов только вблизи многоэтажных домов. В связи с этим по всему периметру частного сектора микрорайона возникают стихийные свалки.
Цель работы: оценить влияние мусорных свалок на экологическое состояние почвы микрорайона Мариенбург.

370


VII Международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140] [141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220]  [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280] [281-290] [291-300] [301-310] [311-320] [321-330] [331-340] [341-350] [351-360] [361-370] [371-380] [381-390] [391-400] [401-410]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика