Контакты
Главная Издания, полные версии 7 конкурс сборник 7 конкурс стр. 61-70

Изучение внегнездовой жизни рыжего лесного муравья (Formica rufa L.) в окрестностях Малая Сива

Коротких Валерия
МБОУ ДОД «Сивинский ДДТ», Сивинский район, Пермский край
Руководитель: Дребезгина Н.С.

В данной работе исследованы насекомые экосистемы смешанного леса. Исследования проводятся с 2007 по 2011 год с целью паспортизации муравейников в окрестностях села Малая Сива и для изучения внегнездовой жизни рыжего лесного муравья (Formica rufa L.).
Актуальность данной работы продиктована увеличением антропогенной нагрузки на местообитания рыжих лесных муравьёв и возникшей проблемой их сохранения.
Практическая значимость работы заключается в том что, исследуя внегнездовую жизнь муравьев, имеется возможность отслеживания состояния экосистемы леса в окрестностях села и возможность информировать местное население о мерах по сохранению мест обитания рыжих лесных муравьёв.
Тайга – это природная зона, в которой мы живем. Основу растительности составляют хвойные и смешанные леса. Лесные рыжие муравьи (Formica rufa) повсеместные обитатели наших лесов. Они оказывают существенное влияние на лесную экосистему. Полезная роль большинства муравьев не вызывает сомнений. Они участвуют в почвообразовании, удобряя, перемешивая верхние слои почвы, и уничтожают вредителей растений. В лес, где есть муравейники, приятно заходить, деревья и травы выглядят более здоровыми, в таком лесу воздух чище, больше грибов и ягод.
В течение нескольких лет мы отслеживали в окрестностях села Малая Сива, где расположены и как увеличиваются в размерах муравейники, какого антропогенное влияние. По предыдущим исследованиям в окрестностях села Малая Сива насчитывается около 20-ти муравейников, более половины из них повреждены, в основном человеком. В этом году решили более подробно изучить внегнездовую жизнь рыжего лесного муравья (Formica rufa).Для этого провели следующую работу:
1). Описали особенности местообитания исследуемых муравейников;
2).Выявили особенности купола
3).Определили схему и режим передвижения муравьев,
4).Изучили их кормовую базу.
В ходе выполнения работы проводились исследования биотопов, особенностей купола муравейника, определение видового состава насекомых, изучение режима передвижения муравьев и состав их кормовой базы.

61


Результаты работы:
- Проведено описание биотопа, выявлены основные виды древесной, кустарниковой и травянистой растительности.
- Определили, что изучаемый нами вид муравьев является Formica rufa.
- Было проведено исследование купола муравейника, определен состав материала купола муравейника. Пришли к выводу о том, что муравьи выбирают для обоснования гнезда опушки смешанного леса с южной экспозицией и состав строительного материала зависит от видового состава растительности на данном биотопе. Купол имеет колоколоковидную форму, по размерам, объему купала и по численности - это крупный муравейник, с численностью 867 852 особей.
- Изучен режим передвижения муравьев, составлена схема муравьиных троп. Муравейник имеет две тропы кормового назначения, одну обменную и одну строительную тропу.
- Исследована кормовая база муравьев. За «рабочий день» муравьи приносят 2040 условных единиц корма, вес – 20,3 грамма. В белковой кормовой базе нами определено 6 отрядов и 8 семейств различных насекомых. В состав белковой пищи входит сок растений. Один муравей – фуражир вмещает в себя 5,5 мг сока.
- Рыжий лесной муравей (Formica rufa) питаясь, способствует уничтожению насекомых, которые портят лесную растительность и строя купол своего муравейника очищает лес.

 

Компоненты генетически модифицированных организмов в пищевых продуктах и их влияние на человека

Красулина Виталина
МБОУ «Хоринская СОШ № 2», Республика Бурятия
Руководитель: Красулина Н.В.


Генетически модифицированные организмы и получаемые из них продукты стали одним из достижений биологии ХХI века и темой для активного обсуждения в обществе. 
Основной вопрос – безопасны ли такие продукты для человека, пока остается без ответа.
Мы первое поколение употребляющие продукты из ГМО-сырья. И существующие сегодня проблемы здоровья людей многие связывают именно с ГМО. 
Генетические модифицированные организмы – это живые организмы, которые содержат гены, искусственно созданы или заимствованы из других организмов. ГМО несёт в себе новую, неестественную для себя комбинацию генетического

62


материала, транспортированного благодаря технике генетической инженерии.
Цель: Изучить ряд компонентов генетически модифицированных организмов в пищевых продуктах и их влияние на здоровье человека, посредством проведения опытов и наблюдения над крысами.
Методы и методика исследования:
Изучение положительных и отрицательных изменений свойств растений и животных с внедрением ГМО. Анкетирование выявления уровня информированности школьников и учителей о генетически модифицированных организмах и их внедрения в продукты питания. Изучение продуктов питания на содержания ГМО. Проведение опытов с крысами с применением ГМО (Изменение веса, изменение внешнего вида крыс, наблюдение за строительством гнезда и материнскими инстинктами, подсчет количества детенышей в помете).
Выводы.
1. При использовании ГМО создаются трансгенные растения с заранее заданными свойствами. 
2. Однако, при использовании ГМО могут появиться аллергические реакции, рост онкозаболеваний, бесплодие, генетические уродства, уменьшение численности и исчезновение разных видов животных и растений, 
3. По данным анкетирования видно, что люди плохо информированы о том, что из себя представляют ГМО и каково их влияние на здоровье человека. 
4. В проведенных исследования мы выяснили, что многие продукты питания содержат ГМ – компоненты. 
5. Особое внимание нужно уделить жевательной резинке, которая содержит лецитин Е 322, Е 272а, Е 171,аспартам, что крайне опасно для употребления.
6. В результате проведенных наблюдений мы выяснили, что 1 пара крыс, которую начали кормить продуктами, содержащими ГМО, начали довольно быстро прибавлять в весе, шерсть крыс, питающихся ГМО, перестает быть блестящей, появляются залысины. Это свидетельствует о нарушении обмена веществ.
7. Проведенные исследования так же свидетельствуют о том, что крысы, питающиеся ГМО, утрачивают материнские инстинкты – перестают строить гнезда, ухаживать за детенышами, и резко сокращается численность детенышей в потомстве.

63


Исследование влияния микрофлоры кефиров на изменение водородного показателя и органолептических свойств

Кривоносова Екатерина, Кривоносова Ксения
ГБОУ СОШ № 252, Санкт-Петербург
Руководители: Михеева О.С., Петряшова И.А.

Данная работа посвящена изучению влияния микрофлоры кефиров разных производителей на изменение водородного показателя и органолептических свойств продукта при хранении в разных условиях.
Сегодня в магазинах покупателям предоставляется широкий выбор кефиров разных производителей. Они отличаются по жирности, сроку хранения, добавкам. Исходя из этого, нас заинтересовали вопросы «Отличаются ли кефиры друг от друга и чем?», «Почему у кефиров разный срок хранения?», «Почему пить кефиры рекомендуют в первые три дня после вскрытия упаковки?». Ответы на эти вопросы мы и решили получить, выполнив данную работу.
В процессе работы изучены источники информации о составе кефира, его видах, свойствах, получении; выявлены предпочтения учащихся в потреблении кефира; с помощью микрокопирования проведен микробиологический анализ кефиров разных производителей; проведены исследования по изменению водородного показателя и органолептических свойств кефиров при хранении продукта в холодильнике и вне его.
В ходе исследования использовались методы: социологический, потенциометрический, визуальный и микрокопирования. Проведена работа по изучению двух кисломолочных продуктов, поступающих в торговую сеть города Санкт-Петербурга «Простоквашино» и «BioMax» 2,5 % жирности. Работа по изучению проводилась в кабинетах химии и биологии ГБОУ СОШ № 252 в 2011 – 2012 годах.
Результаты исследования:
- Изучая источники информации, мы выяснили, что кефир – это кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путём кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» – симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей (всего около двух десятков).
- Результаты социологического опроса показали, что большинство учащихся употребляют кисломолочные продукты, но доля употребления кефира среди них мала. При выборе кефира большинство потребителей обращают внимание на срок годности, а не на длительность срока хранения и фирму производителя.
- По данным этикетки кефиры «Простоквашино» и «BioMax» соответствуют нормативам ГОСТ Р 52093. Состав кефиров похож по количеству белков и

64


жира, отличается по составу (в «BioMax» добавлены пребиотики) и по сроку хранения. Незначительное расхождение фиксируется и по калорийности.
- Проведя микрокопирование, обнаружили, что в кефирах содержатся различные микроорганизмы: представители рода Streptococcus, палочки рода Lactobacilus, дрожжи семейства Sacharomycetaceae. Кефир «BioMax» обладает более богатой и насыщенной микрофлорой.
- Условия хранения кефира влияют на уровень рН, что говорит о различной активности микроорганизмов при разной температуре. Изменение водородного показателя различных марок кефиров происходит по-разному, так как различен микробиологический состав.
- Употреблять кефир на четвертый день после вскрытия упаковки не рекомендуется из-за резкого изменения рН, что может говорить о гибели микроорганизмов и повышении доли спиртового брожения.
- Органолептические свойства кефиров разных марок различаются, что подтверждает гипотезу о разных составах кефирных грибков. Органолептические свойства кефиров (при хранении в холодильнике и вне его) различны, что говорит о зависимости активности микроорганизмов от температуры.
- При разной температуре хранения разная доля кисломолочного и дрожжевого брожения. В кефире «Простоквашино» доля дрожжевого брожения выше.
Выполнив работу, мы пришли к выводу, что кефиры отличаются друг от друга микробиологическим составом. Хранить кефир нужно в холодильнике, а употреблять в первые три дня с момента вскрытия упаковки.

 

Выращивание кроликов в домашних условиях

Курбанбаева Аделя
МОУ ДОД Дом детского творчества «Успех», г. Астрахань
Руководитель: Соколова Г.А.

Актуальность. В нашем домашнем хозяйстве 34 кролика Они живут в специальных клетках на улице. Каждый год, выращивая кроликов, которые быстро набирают вес и имеют товарный вид, это дает нашей семье свежее мясо. В своем исследовании мы рассматриваем вопросы содержания, кормления, поведения кроликов. В домашнем хозяйстве выгодно разводить домашних кроликов, так как это неплохое подспорье в обеспечении семьи полноценными продуктами питания, а, кроме того, дополнительный доход от реализации излишка мяса птицы на рынке. 
Цель работы: определить целесообразность выращивания кроликов в домашнем хозяйстве и выгодно ли это, составив бизнес план.
Задачи.
1. Пронаблюдать за циклом развития кроликов, определить их режим дня, рацион кормления и поведения, размножения.

65


2. Составить бизнес план по разведению кроликов в домашнем хозяйстве.
Результаты. Данная работа проводилась в частном хозяйстве, где содержались кролики в течение 3 месяцев 2011 года. Суть методики заключалась в постоянном наблюдении за каждым шагом кроликов, за всем комплексом их реакций на окружающее. Наблюдения сопровождались аккуратными и объективными записями (под объективностью имеется в виду отсутствие предвзято эмоционального отношения к кроликам). В полевой дневник заносились данные: действие кроликов; время, когда это действие происходило; во время питания кроликов поедаемое ими растение вносилось в отдельный список растений, также учитывались поедаемая часть и активность поедания. Вся деятельность кроликов была разделена на следующие категории: разминка, питание, уход за шерстью, отдых, сон дневной, общение между кроликами, размножение. Активность поедания делилась на: охотно, часто и редко поедаемую пищу. Наблюдала за размножением и ростом крольчат, за их окрасом, питанием, поведением.
На основе результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Больше всего времени в течение дня кролики затрачивают на дневной сон (29,5%), чуть меньше на питание (25,4%) и отдых (22,4%), одинаковое количество времени на уход за шерстью(10,7%), на активную игру 23%.
2. Основной пик активности кроликов (6 видов деятельности) наблюдается в обеденное время с 12:00 – 13:00ч.; и ночью – это важно знать, наблюдая за здоровьем кроликов.
3. Дневной сон у кроликов наблюдается с 8:00 – 12:00 ч. и особенно в вечернее время, а отдых равномерно в течение всего дня; наблюдая за сном, можно сказать, насколько жизнерадостен и активен кролик.
4. Спектр питания кроликов состоит из 14 видов растений относящихся к 8 семействам, среди которых предпочтенье отдаётся злаковым (5 видов) овощным.
Практическая значимость. Очень выгодно выращивать кроликов в домашнем хозяйстве, соблюдая все правила. Это показали мои исследования и бизнес – план.

 

Динамика численности бабочки Подалирий (Iphiclides podalirius L) в Астрахани

Курганова Дарья
МОУ Лицей №2 им В.В. Разуваева, г.Астрахани
Руководитель: Курганова Н.Е.

Подалирий (Iphiclides podalirius L) семейство Кавалеры Papilonidae Latr. Род Парусники. Вид занесен в Красную книгу. Гусеницу встретили на яблоне и персике, а бабочку часто встречали на открытых пространствах степи, на школьном стадионе. Вылет в начале лета и редко встречается в августе.

66


Актуальность. Чтобы сохранить биоразнообразие нашего края необходимо изучать и определять условия необходимые для устойчивости экосистемы.
Целью моей работы является исследование динамики численности краснокнижной бабочки Подалирий (Iphiclides podalirius L). Поставленные мною задачи следующие: посчитать количество бабочек залетающих в город по месяцам.
Методы исследования состояли в том, что, проводя наблюдения за появлением бабочек на разных объектах, подсчитывала их количество, сделала несколько фото. Бабочек не отлавливала, так как они занесены в Красную Книгу.
Результаты. Наблюдения вела с июня по август 2010 года в центре города Астрахани, на стадионе и в парках. Первое появление Подалирия было 5 июня в солнечное утро 8 часов. Он порхал с одного цветка клумбы с цветами на другой, но не на одном цветке не остановился. То, что он порхает над цветами, я поняла позднее. Основная поза его в покое – это распустив свои красивые крылышки, как бы замирает и в таком положении остается около 30 секунд. Летел он с северо-востока на запад и кажется, ни разу не изменил своего направления. Наблюдала за ним почти 30 минут, пока это было возможно. В июне мне встретились 5 особей, правда 1 экз. был поврежден и лежал на дороге. В июне, когда было жарко до +40 градусов, Подалирия я встречала или рано утром до 8 часов или вечером после 17 часов. Мое мнение, что эти бабочки в сильную жару скрывались в листве деревьев, так переживая неблагоприятные условия среды. 10 июля встретила сразу 5 бабочек, которые кружились над полем стадиона. В июле встретилось самое количество бабочек. В августе встретила только единичные экземпляры. Провожу большую работу по сохранению бабочек, объясняя своим одноклассникам, что большое разнообразие бабочек или других организмов, только способствует устойчивости всей экосистемы нашего края. Бабочки хорошие опылители, а наш район Астраханской области, как раз сельскохозяйственный и сохранение бабочек – это сохранение урожая. Работу буду продолжать весной, когда появятся первые бабочки.
Динамика численности бабочки Подалирия такова, что появление его связано с началом цветения дикорастущих трав, а пик прилета все-таки приходится на июль месяц.
Практическая значимость. Количество бабочек Подалирий а городе Астрахани не велика, всего встречено не более 20 особей. Необходимо проводить разъяснительную работу об охране бабочек и особенно о тех экземплярах, которые занесены в Красную Книгу. Возможно, что при не внимательном отношении к сохранности бабочек Астраханская область может лишиться их видеть навсегда. Думаю, что этого не случится, так как есть такие энтузиасты в области охраны природы, как я и мои друзья.

67


Мониторинг давления школьных сумок учащихся школы №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Лебедева Дианна
ГБОУ школа № 430, Санкт-Петербург
Руководитель: Токмакова Т.Н.

Исследование состояния опорно-двигательной системы - одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. 
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по укреплению состояния опорно-двигательного аппарата школьников.
Цель работы: Изучить влияние давления школьных сумок на позвоночник учащихся и сравнить результаты 2-хлетнего исследования.
Для выполнения данной цели я поставила перед собой основные задачи:
1. Проанализировать данные, полученные у школьного врача, о здоровье учащихся в течение 2007-2010 гг. (о хронических заболеваниях костно-мышечной системы и соединительных тканей, в том числе сколиозе). 2. Выявить наиболее распространенные виды сумок, которыми пользуются ученики нашей школы. 3. Рассчитать давление, производимое школьными сумками на позвоночник. 4. Сравнить данные, полученные в ходе исследования в 2010-2011 учебном году с данными 2011-2012 учебного года. 5. Дать практические рекомендации учащимся о том, какие виды школьных сумок желательно использовать; предложить лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики заболеваний позвоночника.
Основные методы исследования – инструментальные исследования, анкетирование, обобщение результатов в виде таблиц и диаграмм. С целью изучения влияния давления школьных сумок на организм школьника в декабре 2010 года и октябре 2011 года в школе 430 Петродворцового района было проведено исследование.
Итак, в результате 2-х летнего исследования я могу сделать следующие выводы:
- наблюдается небольшое увеличение числа учащихся, страдающих нарушением осанки, в 2008-2009 гг, а затем небольшой спад в 2010 году;
- наиболее безопасными для здоровья являются сумки с широкими лямками;
- наибольший вес ранцев у учеников младшего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена. Это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками, т.е. самое большое давление лямок школьных

68


сумок на позвоночник оказывают сумки старшеклассников, а самое меньшее давление – сумки учащихся 4 «В» класса;
- при сравнении данных, полученных в ходе исследования в 2010-2011 учебном году с данными 2011-2012 учебного года, я выяснила, что постепенно с возрастом ученики младших классов переходят к использованию сумок с одной лямкой (с 7,7% в 2010 году на 28,0% в 2011 году). Ученики среднего звена почти не носят сумок с двумя лямками (12,5%), но в то же время увеличивается количество ребят, у которых сумки с узкими ручками (75,0%). При сравнении данных по учащимся 11 «Б» класса, видно, что ребята почти не изменили своего мнения в выборе школьных сумок.
Школьники не всегда прислушиваются к рекомендациям врачей, учителей и даже родителей в выборе школьных сумок. При покупке школьной сумки учащиеся чаще ориентируются на молодежную моду и в ущерб своему здоровью выбирают сумки, не соответствующие санитарным нормам.
- я предложила рекомендации учащимся о том, какие виды школьных сумок желательно использовать и лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики заболеваний позвоночника.
Я думаю, что и в дальнейшем только в начальной школе школьники будут пользоваться нужными портфелями, а старшеклассники, следуя молодежной моде, будут рисковать свои здоровьем. И профилактические беседы в этом направлении нужно продолжать.

 

Биохимические диагностики процессов утомления

Лобода Анастасия
МБОУ СОШ № 41 г.Белгорода
Руководители: Разинькова Е.А., Бойченко С.В.

В современной школе утомление учащихся одна из серьезных проблем. Процессы, лежащие в основе утомления, многообразны и сложны. Природа его до сего времени остается неизученной. Утомление - это особый вид функционального состояния человека, временно возникающего под влиянием продолжительной или интенсивной работы, сопровождающийся снижением ее эффективности.
Гипотеза: внешнее проявление утомления будет сопровождаться изменениями активности и кислотности слюны и пота.
Цель исследования: изучение биохимических основ утомления и его диагностирование доступными средствами.
Исследовательские задачи: выявить изменения в активности слюны учащихся вследствие наступления утомления при физической работе. Выявить изменения в активности слюны учащихся вследствие наступления утомления при умственной работе. Выявить изменения в составе пота учащихся при наступлении утомления.

69


Провести мониторинг наступления утомления при умственной и физической нагрузке в группе испытуемых. Сделать вывод о влиянии нагрузок (умственной, физической) на степень утомления.
Для достижения поставленных целей исследования нами были использованы следующие методы: обзор литературы; химический анализ; сравнительный; фотосъёмка.

Сравнительная характеристика урожайности некоторых видов плодов в течение трёх летних сезонов и выявление наиболее эффективного способа повышения урожайности

Лопаткина Екатерина
МОУ СОШ №3, г. Морозовск, Ростовская область.
Руководитель: Григорьевская В.В.

Актуальность выбранной мною темы доказывается не только приведёнными мною выше размышлениями. В данной работе проводится эксперимент на тему того, какой из представленных способов закалки семян наиболее эффективный. Сегодня, в книгах по огородничеству, различных журналах приводится немало способов закалки семян, но кто может дать гарантию, что они действительно эффективны? Именно посредством эксперимента я выбрала самый эффективный способ закаливания семян, а это уже неопровержимое доказательство правильности того или иного метода. Выбор правильного метода закалки семян перед посевом – безусловно, актуально, т.к. именно от этого зависит будущий урожай.
Результаты
Исследование ситуации погоды летнего сезона выявило, что каждый летний сезон погода меняется и не всегда в лучшую сторону. Анализ 2009, 2001 и 2011 годов показал, что мы всегда должны быть готовы к ситуации подобной 2010 году. Мы должны по максимуму помогать растениям. Даже если летний сезон пройдёт благоприятно для наших культур, мы всё равно обязаны производить различную работу по получению ещё большего урожая.
Цели и задачи проекта:
1. Сравнить урожайность трёх лет (2009, 2010 и 2011 годов) и сделать соответствующие выводы о показателях урожайности 2011 года, в сравнении с другими годами.
2. Выявить, какие изменения произошли в плодах определённых видов культур по органолептическим показателям.
3. Выявить различие температур 2009, 2010 и 2011 годов в течение трёх летних месяцев.

70


VII Международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140] [141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220]  [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280] [281-290] [291-300] [301-310] [311-320] [321-330] [331-340] [341-350] [351-360] [361-370] [371-380] [381-390] [391-400] [401-410]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика