Контакты
Главная Издания, полные версии 6 конкурс сборник 6 конкурс стр. 41-50

ВЛИЯНИЕ ДАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ СУМОК КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Лебедева Дианна, ГОУ СОШ №430, ЦДТТ «Город Мастеров», Санкт-Петербург.
Руководитель: Токмакова Т.Н.

Одна из проблем дошкольного и школьного возраста - это нарушение осанки. Правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкое здоровье и хорошая учёба. 
Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков. Во многих странах введены ограничения веса для школьных портфелей. Чтобы повредить осанку, ребенку достаточно восьми часов воздействия тяжелого портфеля на спину. На практике это означает, если подросток, не снимает портфель часами, то он подвергается большому риску.
«Сядь прямо», «не пиши носом», «выпрями спину» - это требование, которое часто слышали и наши бабушки, и наши мамы, и сегодня является излюбленным средством воспитания нас, современных детей. 
Актуальность: у школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат (костная и мышечная системы), неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Исследование состояния опорно-двигательной системы - одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. 
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по укреплению состояния опорно-двигательного аппарата школьников. 
Цель работы: Изучить влияние давления школьных сумок на позвоночник учащихся школы № 430 Петродворцового района как одного из факторов нарушения осанки.
Результаты работы:
- я ознакомилась с научно-популярной литературой, материалами периодической печати, Интернет-ресурсами по данной теме.
- углубила свои знания о понятии «осанка», условиях её сохранения в школьный период.
- проанализировав данные, полученные у школьного врача о здоровье учащихся школы в течение 2007-2009 гг. (о хронических заболеваниях костно-мышечной системы и соединительных тканей, в том числе сколиозе), я выявила следующее: отмечается небольшой и постепенный подъем

41

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
уровня данных заболеваний у учащихся нашей школы (в 2007 году было выявлено 28 случаев постановки на диспансерный учет, в 2008 году – уже 41 случай, а в 2009 году – уже 43). 
- в ходе анкетирования «Предпочитаемые школьные сумки в школе №430 Петродворцового района», я выявила наиболее распространенные виды сумок, которыми пользуются ученики нашей школы. Причем, выбор сумок во многом зависит от возраста учащегося (У учащихся 3 «В» класса особой популярностью всё ещё пользуются рюкзаки с двумя лямками (у 24 человек из 65 опрошенных, что составляет 92,3%; учащиеся 8 «Б» класса отдают предпочтение сумке с узкими ручками - 7 человек (41,2%) и, в тоже время, у 6 учащихся (35,3%) – сумка с одной лямкой. В 10 «Б» классе у 14 школьников (63,6%) сумка с узкими ручками (63,6%), а рюкзаки с двумя лямками носят лишь 2 человека, что составляет 9,1 % из 65 учащихся, участвовавших в исследовании).
- в ходе проведения исследования я рассчитала давление лямок школьных сумок: самое большое давление лямок школьных сумок на позвоночник оказывают сумки старшеклассников – 5104,2 Па, и, наоборот, самое меньшее давление – сумки учащихся 3 «В» класса – 2285,7 Па. 
- Наибольший вес портфелей с учебниками и школьными принадлежностями у учеников среднего звена (34,3 Н), но максимальное давление школьных сумок испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками. 
- я выявила, что наиболее безопасными для здоровья являются сумки с широкими лямками.
- я предложила рекомендации учащимся нашей школы о том, какие виды школьных сумок желательно использовать и лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики заболеваний позвоночника.
Изучение влияни6е осанки на здоровье человека – это достаточно сложная и обширная тема. В данной работе рассмотрен лишь один из факторов, который, на мой взгляд, может привести к нарушению осанки у современного школьника. В дальнейшем работа по данной теме будет продолжена.

42

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВЛИЯНИЕ СТИМУЛЯТОРОВ КОРНЕОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА ЛАВАНДЫ УЗКОЛИСТНОЙ

Автор: Литке Ирина, МОУ «СОШ №33» г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Руководители: Дорофеева Л.А., Литке Н.В.

Сады, врачующие душу и тело, впервые появились еще при ацтеках. Прошли года, но актуальность садов и парков не исчезла.
Экологическая обстановка, акустический дискомфорт, технические перегрузки и стрессы, автотранспорт, вырубка деревьев затрудняют умственную, особенно творческую работу, ослабляют память. 
Реализация программы, разработанной Всероссийским научно-исследовательским институтом лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) - одна из попыток изменить экологию и ландшафтную ситуацию в городах с помощью более полного комплексного использования свойств растений. Результаты обследований здоровья настораживают: анализ медицинских карт учащихся нашей школы показал, что практически нет совершенно здоровых детей. Увеличилось число детей с кожными заболеваниями, снизился иммунитет, учащиеся жалуются на головные боли, головокружения. Поэтому мы заинтересовались программой ВИЛАР и считаем актуальной задачей - использование в озеленении школы растения, которые способны оздоравливать окружающую среду.
В школьной зоне отдыха высаживаем разные виды хвойных растений: туи, можжевельники, ели, имеющие фитонцидную, звуко-, пылезащитные свойства. Справиться со стрессами школьникам помогают высаженные эфиромасличные растения: душица, тимьян, монарда, мелисса, лаванда и другие.
Для достижения терапевтического эффекта необходима посадка большого количества растений, поэтому встает вопрос о получении посадочного материала в больших объемах.
Лаванда узколистная является одним из тех растений, которое мы широко используем для создания зон направленного терапевтического эффекта.
В предыдущих опытах, которые мы проводили на учебно-опытном участке школы, мы изучили летние сроки черенкования лаванды: в середине июня, в конце июня и начале июля. Полученный результат нас не устраивал, т.к. укоренившиеся черенки были слаборазвиты, и процент укоренившихся черенков был очень низкий (88%). Данная работа 2008 года является логическим продолжением предыдущего опыта. 
Цель: Выявить способность стимуляторов корнеобразования улуч-

43

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
шить качество посадочного материала лаванды при позднем сроке черенкования (Таблица № 1,2).
Культура: Лаванда узколистная (лаванда настоящая) Сорт: В – 34 Опыт проводился под руководством учителя биологии Дорофеевой Любови Анатольевны и учителя химии Литке Натальи Владимировны.
Метод и прием исследования – полевой краткосрочный предварительный опыт (Таблица № 3,4,5,6).
Схема опыта. Повторность трехкратная; 1 вариант – обработка 0,3% водным раствором меда; 2 вариант – обработка 0,1% водным раствором гетероауксина; 3 вариант – без обработки (контроль).
Площадь защищенного грунта для укоренения черенков 3 м. Наилучший результат по качеству саженцев лаванды был получен во втором варианте. Саженцы первого варианта почти не отличаются от контрольных. Мы предполагаем, что укоренение под влиянием гетероауксина, развитие корневой системы способствуют более активному росту надземной части. Чтобы закрепить эффект стимуляции, необходимо создать черенкам условия, обеспечивающее продолжение более активного развития. Для этого укорененные черенки лаванды следует пересадить в открытый грунт, где они получат большую площадь питания и интенсивное освещение.
Вывод. По результатам поставленного опыта можно сделать вывод, что применение стимуляторов роста, в данном случае гетероауксина, для легко укореняемой культуры лаванды узколистной эффективно, т.к. влияет на качество посадочного материала. Необходимо провести дальнейшее исследование по выбору регуляторов роста и развития и развития и их концентрации для выявления максимального эффекта стимуляции.


ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЛИЦЕЯ №389 ПО АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Автор: Мосейкова Анна, ГОУ лицей № 389 «ЦЭО», Санкт-Петербург
Руководитель: Ильин Ф.Е.

В настоящее время перед школой и обществом в целом, как никогда остро стоит проблема воспитания нового поколения здоровым, физически закаленным, морально и нравственно устойчивым, поэтому исследования в области физиологии детей и подростков имеют особую актуальность. В воспитании детей и подростков важная роль принадлежит совершенствованию физиологических систем организма и средств сохранения и упрочнения высокой работоспособности их в процессе разносторонней деятельности. Работ, касающихся физического развития детей и подростков в возрастном и половом аспектах по Санкт-Петербургу, в доступной лите-

44

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ратуре мы не нашли. В связи выше изложенным, изучение данного вопроса представляет научно- практический интерес.
Целью данного исследования явилась оценка показателей физического развития детей и подростков и их соответствие возрастным нормам. 
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.Оценить антропометрические показатели детей и подростков с 7 до 16 лет лицея №389 «ЦЭО» Кировского района Санкт-Петербурга, по сравнению с нормативными данными. 
2.Провести оценку жизненной емкости легких и динамометрии левой и правой рук, в зависимости от возраста и пола.
3.Знакомство с методами физического развития детей и подростков, привитие навыков антропометрии.
4.Сделать выводы по состоянию физического развития детей и подростков лицея №389 «ЦЭО» Кировского района Санкт-Петербурга. 
Объект исследования: Дети и подростки лицея №389 «ЦЭО» Кировского района Санкт-Петербурга. 
Гипотеза: Существует определенная связь между антропометрическими и физиометрическими показателями с состоянием здоровья детей и подростков. 
Основные результаты.
1.Изучена и анализирована научно-методическая литература, касающихся физическому развитию детей и подростков.
2.Подобраны методы для определения количественных параметров физического развития. Антропометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрические (сила кисти левой и правой рук, жизненная емкость легких) детей и подростков лицея №389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга находятся в пределах физиологической нормы. 
3.Проведен сравнительный анализ тотальных размеров тела у обследованных школьников, выявлены закономерно большие величины антропометрических и физиометрических показателей у старшеклассников, по сравнению с младшими группами.
4.Разработанные методики определения антропометрических, физиометрических и показателей состояния здоровья детей и подростков могут быть использованы медицинскими работниками для разработки корригирующих программ по охране здоровья детей и подростков и учителями биологии на лабораторно- практических занятиях. 
Вывод: Общая оценка физического развития учащихся с 1 по 10 классы лицея №389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга следующая: физическое развитие среднее, гармоничное.

45

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

АЛЛЕЛОПАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАКТОВ ИЗ АМБРОЗИИ ПОЛЫННОЛИСТНОЙ НА ВАЖНЕЙШИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ

Автор: Овсянникова Оксана, МОУ лицей №32, Белгород.
Руководитель: Колесникова Ю.П.

Объектом исследования данной исследовательской работы являются аллелопатические свойства амброзии полыннолистной.
Предмет исследования - амброзия полыннолистная Ambrosia artemisiifola L.
Цель работы: изучить влияние АП на важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Задачи: 
1. Оценить влияние экстрактов из амброзии полыннолистной на начальные ростовые процессы семян сельскохозяйственных культур; всхожесть семян, энергию прорастания, силу роста. 
2. Выявить роль почвы в аллелопатическом влиянии на прорастание, рост и развитие важнейших сельскохозяйственных растений.
Методика исследования: аллелопатическая активность АП оценивалась в лабораторных условиях стандартным методом на семенах. Изучались семена пшеницы сорта Белгородская 12, кукурузы гибрида ТОСС 223, подсолнечника гибрида Вейделевский. Семена предварительно дезинфицировались в марганцовокислом калии. Зеленая масса амброзии была собрана осенью 2009 года и высушена до воздушно сухого состояния. На основе сухой массы делался 1% водный суточный экстракт, в котором проращивались семена. Повторность трехкратная. 
В качестве критериев оценки использовались энергия прорастания, всхожесть, сила начального роста. Энергия прорастания, всхожесть определены в соответствии с ГОСТом 12088-84. Сила начального роста определялась методом морфофизиологической оценки проростков. В опыте использовались стерилизованные чашки Петри в течение 3 часов при 160°С, на дно которых укладывали слой фильтровальной бумаги.
Фитотоксичность почвы изучалась методом проростков. Семена тест-культур высевались в лабораторные стаканы, заполненные почвой с добавками АП. В ходе опыта фиксировались длина надземной и корневой системы, массу сухого вещества надземной и подземной части. Опыт проводится на световых стеллажах. Принятая влажность, равна 70 % от полной влагоемкости (ПВ). Эта влажность поддерживалась постоянной, для чего сосуды взвешивались после первого увлажнения немедленно, а затем периодически повторялись взвешивания и потерю массы компенсировали добавлением в сосуды недостающей воды. Поставлены три варианта

46

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

опытов. В первом варианте к почве добавлялся однократно 1% суточный водный экстракт АП. Второй вариант: ежедневно до определенной массы добавлялся 1% суточный водный экстракт АП. Третий вариант: в стакан добавлена сухая масса АП. Все опыты проведены в трехкратной повторности. В каждый сосуд высевались по 15 семян тест-культуры. На 4-е сутки стаканы помещались на световой стеллаж с освещением в течение 14 ч в сутки (с 6 до 20 ч). В этих условиях тест-культуры выращиваются в течение двух недель.
Фитотоксический эффект оценивался по всхожести, потреблению воды, коэффициенту оводненности (К) (%). К рассчитывался по формуле:



где МO – масса контрольного растения (или всех растений на сосуд);
Мx – масса растения (растений, выращенных на фитотоксичной среде).
Статистическая обработка проведена разностным методом.
Выводы: по результатам проведенных нами опытов, можно сказать: амброзия полыннолистная не оказывает существенного стимулирующего и угнетающего воздействия на посевные качества семян: всхожесть семян, энергию прорастания, силу роста при лабораторных экспериментах.

Почва оказывает сглаживающие действие в проявлении аллелопатического эффекта. Выявлены различия по водопотреблению в зависимости от культуры и условия опыта. Аллелопатисекие воздействия приводят к изменению оводненности тканей культурных растений. Этим мы можем объяснить, что в лабораторных опытах угнетения на начальных этапах развития не выявлено, но тем неменее, в поле наблюдается значительное угнетение сельскохозяйственных растений.



СОСТОЯНИЕ ВОДООХРАННОЙ ЧАСТИ ЛЕСНОГО МАССИВА БУФЕРНОЙ ЗОНЫ ЮНТОЛОВСКОГО ЗАКАЗНИКА

Автор: Ошейко Маргарита, ГОУ СОШ №618, Санкт-Петербург.
Руководитель: Пестова Т.М.

Юнтоловский заказник - единственный в России и в Европе охраняемый болотный массив, расположенный в черте крупнейшего мегаполиса - г. Санкт-Петербурга. Уникальность этой территории связана с тем, что здесь болотообразовательные процессы идут при постоянном опускании территории и воздействии моря; при этом лесная растительность находится в динамическом взаимодействии с болотной. Своеобразное сочетание болотных и приморских особенностей природной среды способствует сохранению здесь популяций различных редких видов растений, а также

47

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
условий для гнездования и остановки на пролёте водоплавающих птиц. Юнтоловский заказник входит в число особо охраняемых природных территорий не только регионального и национального, но также и международного значения.
Целью работы было исследование потенциала устойчивости лесного массива буферной зоны Юнтоловского заказника. Конкретным местом наших исследований мы выбрали левый берег реки Глухарки в северо-восточном и юго-западном направлении от центральной аллеи, как самой активно посещаемой территории жителями улиц Камышовая и Планерная, а также большим количеством горожан Санкт-Петербурга. Именно эта территория является излюбленным местом для рыбалки и активного выгула домашних животных: собак, кошек, кроликов, хорьков, крыс и т.п.
Одним из важных элементов наших исследований является организация и проведение экологического мониторинга. В процессе проведения экологического мониторинга применялись типичные методы наблюдения и фиксации в виде фотографий очагов и фактов негативного воздействия на ландшафтные территории лесного массива. 
Выявление очагов антропогенно-техногенного воздействия с последующим анализом проводилось по методу закладки экспериментальных площадок размером 10 м2. Площадки закладывались с через 50 метров вдоль левого берега реки Глухарки от центральной аллеи до впадения реки в Лахтинский разлив. Расстояние замерялось с помощью одометра. Одна площадка была заложена на правом берегу р. Глухарки. Всего было заложено 10 экспериментальных площадок. 
Используя методики таксации леса на экспериментальных площадках, в первую очередь, определяли тип леса. Высоту деревьев преобладающей породы 1 яруса измеряли с помощью высотомера. Кроме высотомера мы использовали компас и стереолупу. На каждой экспериментальной площадке вели подсчёт: срубленным, поваленным и поврежденным деревьям и древовидным кустарникам, а так же учитывали количество напочвенных ожогов от костров и лесных пожаров, с замером их площадей с помощью рулетки. Результативность исследований 10 экспериментальных площадок следующая: 
· 4 экспериментальные площадки находятся в удовлетворительном состоянии,
· 1 экспериментальная площадка находится в активной стадии самовосстановления, 
· 5 экспериментальных площадок в результате варварского антропогенного прессинга практически уничтожены.
Кроме того, мы замеряли прирост побегов древесно-кустарниковых пород:
· Сосна: 20 - 58 см

48

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
· Береза: 10 - 39 см
· Ива: 45-120 см
· Рябина: 25-60 см
· Ольха: 35-65 см
В результате проведения экологического мониторинга на экспериментальных делянках лесного массива буферной зоны Юнтоловского заказника было зафиксировано большое количество фактов негативного антропогенного прессинга на природный комплекс, граничащее с вандализмом. Были обнаружены большие выжженные площади живого напочвенного покрова и большое количество ободранных, покалеченных, вырубленных деревьев. Состояние древесно-кустарниковых пород и травянистого покрова левого берега р. Глухарки от центральной аллеи до впадения ее в «окружной канал» находится на грани уничтожения. Результаты замеров прироста побегов показывают, что в случае прекращения интенсивного негативного воздействия на данный лесной массив возможен процесс самовосстановления биологического разнообразия.
Результаты проведенных исследований подтвердили, что буферная зона Юнтоловского заказника является ценным объектом, обеспечивающим устойчивое развитие особо охраняемой территории и поэтому необходимо разработать план реализации биотехнических и природоохранных мироприятий с вовлечнием учащихся и молодежных организаций.


ТАЙНЫ ЧАЙНОГО ЛИСТА

Автор: Поливанова Дарья, МОУ СОШ № 41, Белгород.
Руководитель: Бойченко С.В.

Чай как напиток настолько всем знаком и известен, что, казалось бы, ничего необычного в нем уже не обнаружишь. Я решила заглянуть в чашку чая и разгадать все тайны, которые там скрыты. Сегодня полки магазинов буквально завалены различными видами и сортами чая: черный, зелёный, белый; цейлонский, китайский, индийский…. Действительно, многообразие чая велико. Выбрать действительно полезный чай поможет моё исследование.
Целью данной работы является раскрыть нетрадиционное использование различных сортов чая. Данную проблему считаю актуальной, т.к. чай можно использовать не только как напиток, но и для проведения опытов, в том числе и познавательных, рекомендовать людям в зависимости от их индивидуальных особенностей для употребления чая разных сортов, использовать в косметических целях.
Объект исследования: чай различных сортов.

49

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с вышесказанным, я определилась с задачами своего исследования:
1. Провести анкетирование и по результатам определиться с сортами для исследования.
2. Проанализировать химический состав чая и выявить сорта виды чая, богатые витамином С.
3. Определить возможности дополнительного использования чая.
4. Дать рекомендации населению по правильному употреблению чая.
Выводы.
· Наиболее употребляемыми сортами чая являются черный и зеленый чай.
· Экспериментальным путем, а именно методом прямого титрования было определено содержание витамина С в различных видах чая. Наибольшее количество витамина С содержится в зеленом листовом чае.
· Выявлена возможность дополнительного использования чая: в качестве индикатора, лекарственного и косметического средства.
· Даны рекомендации по употреблению чая, которые размещены в школьном уголке, на сайте школы и разосланы в качестве публикации на электронный адрес газеты «ЗОЖ».
Поскольку состав чая разнообразен, то моё исследование на этом не закончено. Оно ставит передо мною новые задачи: определить содержание танина, пектиновых веществ в различных видах чая, а также сравнить содержание этих веществ в чае разных производителей.


БИОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЧВ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ Л.Н.ТОЛСТОГО «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»

Автор: Рагимова Лейла, МОУ гимназия №1, г. Тула.
Руководители: Муравская Л.А., Буколова Т.П.

Биологическая активность почвы обусловлена суммарным содержанием в почве определенного запаса ферментов, как выделенных в процессе жизнедеятельности растений и микроорганизмов, так и аккумулированных почвой после разрушения отмерших клеток. Активность почвенных ферментов может служить диагностическим показателем почвенного плодородия и его изменений в результате антропогенного воздействия.
Цель работы: Биологическая диагностика почв березовых, еловых и дубовых насаждений Музея-усадьбы «Ясная Поляна» по активности каталазы и составу почвенных микроорганизмов.

50

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

VI Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ (с международным участием) «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140] [141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220]

 

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика