Контакты
Главная Издания, полные версии 6 конкурс сборник 6 конкурс стр. 11-20

 

Радаев Андрей ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ И ВОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕСС-САЛАТА КАК БИОИНДИКАТОРА СРЕДЫ

Свешников Антон БИОИНДИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ РЕКИ КЕБЕЖ С ПОМОЩЬЮ ДОННЫХ ОРГАНИЗМОВ

Синьков Сергей ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ НА БИОМАССУ И ПРИРОСТ ВОДОРОСЛЕЙ МАКРОФИТОВ В НОВОРОССИЙСКОЙ БУХТЕ

Сорока Александр ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА КАЧЕСТВО И СОСТОЯНИЕ МАЛЫХ РЕК ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА

Сорокин Антон ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ

Тарасов Сергей ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВОДЫ ПРУДА «ПРОМЕТЕЕВСКИЙ» УРОЧИЩА «МАРШАЛКОВО»

Тихонова Екатерина МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ УВОДЬ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЕ Г. ИВАНОВО ПО СОСТАВУ МАКРОЗООБЕНТОСА

Третьякова Ирина ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИСТЬЕВ БЕРЁЗЫ ПОВИСЛОЙ

Тямаев Игорь ЭКОЛОГИЯ РЕК НУРЛАТСКОГО РАЙОНА

Французова Александра ВИДОВОЙ СОСТАВ, РАЗМЕЩЕНИЕ И ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖУЖЕЛИЦ (COLEOPTERA, CARABIDAE) ПРИОЗЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Хамидуллина Анна МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ СУДЖУКСКАЯ ЛАГУНА И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ КАК УНИКАЛЬНОГО УЧАСТКА СТЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Четверик Роман СРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ «ОЗЕРО АБРАУ» 2003-2006 Г С 2009-2010 Г

Шевченко Александр АЛЛЕЛОПАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОРНЯКОВ НА КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Юрьева Екатерина К СОСТОЯНИЮ ПОПУЛЯЦИИ ЧИЛИМА В ОЗЕРЕ ОРЕХОВОМ

 

 

11

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья. Перед Вами – сборник тезисов исследовательских работ VI конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды». В этом году конкурс получил статус вссероссийского с международным участием.
Как и в прошлые годы, в регионах России и в районах Санкт-Петербурга прошел первый этап конкурса.

Астраханская область
22 января 2011 года на биологическом факультете Астраханского государственного университета работала региональная школа-конференция «Инструментальные исследования окружающей среды».
Оргкомитет:
1. Пилипенко В.Н. д.б.н., профессор, директор Естественно-Инновационного института АГУ,
2. Лактионов А.П. д.б.н., доцент кафедры биологии и экологии растений АГУ, зав. Всероссийским Центром Аналитической флористики АГУ,
3. Афанасьев В.Е. к.б.н., доцент кафедры прикладной биологии и микробиологии АГТУ,
4. Федорович В.В. к.б.н., доцент кафедры зоологии АГУ,
5. Каблукова Л.Н. директор МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»,
6. Решетникова Т.Н. зам директора по научно-методической работе МОУ ДОД ДДТ «Успех»,
7. Соколова Г.А. педагог дополнительного образования, руководитель Полевого учебного Центра «Стриж»,
8. Вишнякова М.Ю. – председатель регионального отделения Астраханской области Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры (ЦЭПиК),
9. Светашева Д.Р. – член правления Регионального отделения Астраханской области Общеросийской организации «Центр экологической политики и культуры» (ЦЭПиК),
10 Нестеров Ю.В. – д.б.н. декан биологического факультета АГУ.
В работе научного форума, которая проходила по секциям «Комплексные исследования окружающей среды» и «Экологические исследования», приняли участие более 50 школьников города и области, в том числе учащиеся МОУ «Лицей № 2», МОУ «Лицей № 3», МОУ «СОШ № 9», МОУ «СОШ № 33», СОШ с. Старая Кучергановка и с. Солянка.
С приветственным словом перед собравшимися выступили директор Инновационного естественного института АГУ В.Н. Пилипенко и декан биологического факультета Ю.В. Нестеров. В состав жюри вошли учёные

12

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

и преподаватели АГУ, АГТУ и сотрудники Дома детского творчества «Успех». Среди них – доктор биологических наук А.П. Лактионов, кандидаты биологических наук В.В. Федорович и В.Е. Афанасьев, директор Дома детского творчества «Успех» Л.Н. Каблукова, заместитель директора по научно-методической работе Дома детского творчества «Успех» Т.Н. Решетникова, председатель Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» (ЦЭПиК) М.Ю. Вишнякова, член правления ЦЭПиК Д.Р. Светашева.
Жюри отметило высокий уровень подготовки участников конференции, которые, несмотря на свой юный возраст, представили доклады и презентации на актуальные темы. 
По итогам мероприятия дипломы победителей за научно-исследовательскую работу получили:
- Анна Володина и Анастасия Тычкина (МОУ «Лицей № 2»), 
- Полина Бондаренко (МОУ «Лицей № 2»), 
- Татьяна Прокопчук (СОШ с. Старая Кучергановка). 
Всем участникам были вручены сертификаты, дипломы и памятные подарки. 
Региональная школа-конференция «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится уже второй раз; кроме того, в ее рамках подводятся итоги работы научного общества учащихся кафедры биологии и экологии растений.

Председатель регионального оргкомитета конкурса по Астраханской области Соколова Г.А.
По материалам сайта АГУ http://www.aspu.ru/news/2356-agu-vstrechaet-unyh-biologov.html


Город Новороссийск, Краснодарский край
11 декабря 2010 г в Новороссийске прошел муниципальный этап отбора работ для участия во Всероссийском конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды». В соответствии с приказом МУ Управления образования от 20.10.2010г. № 780, 11.12.2010 в МОУ СОШ № 33 проходила городская научно-практическая конференция «Городская академия юных исследователей природы».
В состав оргкомитета входили: 
• Бульба О.В., главный специалист, методист ЦРО; 
• Вехов Д.В., главный специалист, методист ЦРО, руководитель ДЭБЦ «Катран», руководитель школьного лесничества «Родник»; 
• Морозова Е.Г., заместитель директора по УВР ДТДМ;

13

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
• Фотиади Г.Н., зав. эколого-биологическим отделом ДТДМ. 
Перед началом конференции организационный комитет провел инструктаж экспертных групп. С 10.00 ч начались заседания по секциям. После подведения итогов определились победители. На конференцию были заявлены 98 работа из 15 учебных заведений города, из них заслушано – 76 работ на 5 секциях. 
В секции «Психология и Социология» были заслушаны 10 работ. В секции «Общая экология и гидроэкология» - 16 работ. В секции «Экология животных» 20 работ. В секции «Экология растений» 12 работ. В секции «Экология человека» 18 работ. 
Всего в конференции принимали участие порядка 150 человек, включая руководителей работ и родителей. Во время защиты работ учащиеся познакомили со своими проектами, планами исследований и практическим применением полученных результатов. Многие работы были отмечены как работы, имеющие актуальное значение и применение результатов может принести положительный результат уже сейчас. По решению жюри секций в рамках конференции было отмечено 12 победителей 5 в старшей возрастной группе, 7 в группе «Юниор», и 16 призеров 9 в старшей и 7 в группе «Юниор», которые будут защищать честь города на других конкурсах. Работы победителей будут направлены для участия во Всероссийском конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды». 22 января во дворце творчества детей и молодежи состоится торжественное награждение победителей. Всем победителям XIII научно-практической конференции Городской Академии Юных исследователей природы будут вручены дипломы, а участникам – грамоты за участие. Состав экспертных групп награжден благодарственными письмами МУДОД ДТДМ и МУ ЦРО.

Председатель регионального оргкомитета конкурса в Новороссийске Вехов Д.В.

Ейский район, Краснодарский край
Завершился региональный этап Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды», посвященные «Году химии в России». В этом году на конкурс были представлены работы из 6 образовательных учреждений Ейского района. 
Главная задача проводимого конкурса в том, чтобы всем его участникам захотелось и дальше работать в выбранной ими области, исследовать такой прекрасный мир вокруг нас, делиться друг с другом своими результатами.
Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» — образовательная программа. Ее главной задачей является творческое развитие всех юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их

14

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу селекции и отбора лучших; наша задача — работа со всеми, кто хочет работать с нами. Наша задача — способствовать приобретению авторами навыка познания мира с помощью исследования — непременное, как мы считаем, качество каждого культурного человека.
К оценке защиты работ были привлечены опытные учителя, лучшие специалисты в своих отраслях, ветераны педагогического труда. 
По итогам защиты дипломами победителей конкурса были награждены: Чумак Никита, ученик 11 класса Лицея № 4 г.Ейска (научные руководители Каликина О.В., Рыжова Н.И.), за работу «Исследование приближенных методов вычисления определенных интегралов с помощью компьютерного моделирования»; Гусев Дмитрий, ученик 10 класса Гимназии № 14 г.Ейска, за работу «Исследование земных электрических токов»; Сорокин Антон, ученик 9 класса СОШ № 11 г.Ейска (научные руководители Сорокин К.Н., Семке А.И.) за работу «Проектирование экологического дома в сельской местности»; Суздорф Феликс, ученик 9 класса СОШ № 11 г.Ейска за работу «Исследование основных характеристик галактик методами прикладной математики»; Сизова Василиса и Епишкова Ольга, ученицы 9 класса Гимназии № 14 г. Ейска (научный руководитель Ткаченко О.В.) за работу «Школа, как отражение демографической ситуации в России»; Хвостова Алина, ученица 11 класса МОУ СОШ № 11 г.Ейска (научный руководитель Кузнецова С.Н.) за работу «Топонимы Краснодарского края»; Сотскова Елена, ученица 10 класса Гимназии № 14 г. Ейска за работу «Исследование радиационной активности проб строительных материалов», Митина Анна и Вагизьянов Рафаил, ученики 6 класса СОШ № 11 г. Ейска в номинации «Исследовательский дебют».
Ребятам предстоит в апреле месяце защищать честь Краснодарского края в северной столице нашей родины городе Санкт-Петербург. Пожелаем же им УДАЧИ!!!


Председатель регионального оргкомитета конкурса в Ейском районе Семке А.И.
Редакция школьной газеты «ПедсоветиК»
СОШ № 11 г.Ейск Краснодарский край


Кировский район Санкт-Петербурга
Районный этап конкурса проходил 28 января 2011 года на базе ГОУ лицей № 389 ЦЭО. К участию в районном этапе были приглашены образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования Кировского района, использующие в учебном процессе полевые методы исследований и портативное оборудование, в том числе ЗАО «Крисмас+». Цель конкурса: содействие распространению среди молодёжи экологического

15

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных её экологического состояния, в частности с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования ЗАО «Крисмас+».
На районный этап были представлены работы учащихся из ОУ №397, 283, 384, 386 и 389. Честь ГОУ лицея №389 «ЦЭО» на конкурсе достойно защищали: Мосейкова Анна, Каткова Мария, Петров Алексей, Прусаков Андрей, Цыпина Мария, Заузолкова Дарья, Перова Виктория, Абитова Динара, Гадян Григор, Медович Екатерина, Бочаров Сергей, Кошевая Ирина, Мачнева Екатерина, Федорова Татьяна, Шебякин Виктор. 
Члены жюри отдельно отметили исследовательские работы учащихся в номинациях за научный подход и глубину проведенного исследования, социальную значимость поднятой проблемы, лучшее представление исследовательской работы. Участникам конкурса помогали руководители исследований (учителя и педагоги): Михайлова З.С., Власова Ж. Е., Скрижеева Е.В., Джафарова Р.А., Ильин Ф.Е., Ульянова Г.М., Сарайская М.Б., Сластенова И.Ю., Павлова Л.И.
Предметом рассмотрения на Конкурсе были учебно-исследовательские работы школьников, предполагающие осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов: 
Исследование содержания суммы тяжелых металлов в воде реки Екатерингофки экстракционно-колориметрическим методом.
Исследование качества воды и состояния прибрежной зоны реки Красненькая.
Оценка физического развития детей и подростков лицея №389 по антропометрическим и физиометрическим показателям.
Исследование возможности практического применения установки, работающей на биогазе.
Фотоколориметрическое определение железа в питьевой, природной и минеральной водах.
Исследование качества воды в аквариуме: пути появления и формы нахождения аммонийного азота в водной среде.
Исследование радиационного фона Соснового Бора.
Исследование масштабов загрязнения почвы и природных вод, пострадавших в результате экологической катастрофы в Венгрии.
Определение фотометрическим методом содержания свинца в корюшке, как показателя чистоты Финского залива.
Дети достойно представили и защитили свои исследования в области химии окружающей среды, получили высокие оценки жюри конкурса, были награждены дипломами, отмечены грамотами за лучшее представление работы, за социальную значимость, за оригинальность идеи

16

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------исследования, за глубину проведенного исследования, за успешный дебют в научном исследовании, за научный подход в исследовании.

Председатель регионального оргкомитета конкурса в Кировском районе Санкт-Петербурга Скрижеева Е.В.

 

Красносельский район Санкт-Петербурга
26 января 2011 года на базе лицея № 395 в кабинете экологии школы прошёл 2-ой районный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды».
На протяжении ряда лет отдельные работы учащихся Красносельского района учителя – руководители исследований самостоятельно подавали на тогда ещё городской конкурс. Все 6 лет участвуют в Конкурсе старшеклассники школы № 252 под руководством учителя химии Михеевой Оксаны Сергеевны. Пятый раз участвуют ребята из лицея № 395.
Интерес к этому конкурсу растёт. В Красносельском районе число желающих участвовать в нём с каждым годом увеличивается, тем более что поднялся статус самого Конкурса - он стал Всероссийским. В связи с этим Научно-методический Центр района второй год проводит свой районный этап, чтобы на основной Конкурс направить самые интересные отчёты о проделанных ребятами исследованиях окружающей среды.
Участниками районного конкурса в этом году стали 10 учащихся 9 – 11 классов из школ № 167, 242, 252, 276 и из лицея № 395. Ребята представляли свои работы и отвечали на вопросы специалистов. В работе жюри приняли участие не только учителя, но и гости конкурса: специалист сектора экологии отдела благоустройства Администрации Красносельского района Радионова Елена Валентиновна и главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга Ковтун Екатерина Валерьевна. Методист учебного центра ЗАО «Крисмас+», кандидат педагогических наук Мельник Анатолий Алексеевич выступил в роли председателя жюри и научного консультанта.
По итогам экспертной оценки работ, по оценкам докладов и презентаций к ним были определены 3 лучшие работы и отмечены 6 работ в разных номинациях. 8 работ были рекомендованы к участию в основном этапе Конкурса. Каждый автор исследования получил квалифицированные рекомендации по доработке материалов.
Научно-методический Центр Красносельского района отметил грамотами и благодарностями всех участников конкурса, а Дирекция особо охраняемых природных территорий подарила авторам и руководителям работ альбомы и буклеты о природе нашего города.

Председатель регионального оргкомитета конкурса в Красносельском районе Санкт-Петербурга Ефимова Е.П.

 

17

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------На основной этап конкурса было подано 128 работ из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов России (республики Бурятия, Татарстан; Краснодарский, Красноярский, Пермский края; Архангельская, Астраханская, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Кировская, Липецкая, Пензенская, Псковская, Тульская, Тюменская, Ярославская области), а также зарубежных стран (Латвия, г. Рига, и респ. Казахстан, г. Кокшетау).
В зависимости от тематики и использованных инструментальных методов исследования, работы были распределены по секциям:
· Инструментальные исследования в области биологии.
· Инструментальные исследования в области географии.
· Инструментальные исследования в области физики и астрономии.
· Инструментальные исследования в области химии.
· Инструментальные исследования в области экологии.
Авторы работ секции «Инструментальные исследования в области биологии» проводили самые разнообразные исследования и использовали разнообразные методики. Их можно условно сгруппировать следующим образом:
- ботанические (исследование видового разнообразия растений, взаимного влияния растений друг на друга, влияние внешних факторов на рост растений, в том числе и декоративных),
- зоологические исследования (исследования бентоса, видового разнообразия насекомых),
- исследования в области анатомии и физиологии человека (уровень физического развития школьников, разрешающая способность глаза человека, цветоощущение у школьников, нарушение осанки под влиянием давления школьных сумок, динамика клинических показателей у больных гипертонической болезнью, процессы метаболизма в ротовой полости).
В работах секции «Инструментальные исследования в области географии» авторы освоили и успешно использовали такие методы, как гидрологические измерения (работа «Сравнение основных гидрологических характеристик рек Быгель и Южная Лёнва»), исследование новых и малоизвестных спелеологических объектов (пещер).
Секция «Инструментальные исследования в области физики и астрономии» появилась в связи с тем, что на конкурс поступила только одна работа по астрономии. Ее автор исследовал свойства галактик по фотографиям.
В эту секцию попали работы по исследованию радиационного фона, объемной активности, шума, электромагнитных полей, электромагнитного излучения, токов Фуко, земных электрических токов. Авторы этих работ успешно освоили работу с различными приборами для измерения соответствующих

18

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------физических показателей. Также исследовались гармонические колебания нитяного маятника, а одна работа была посвящена сравнению ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
На секции «Инструментальные исследования в области химии» представлены работы, авторы которых в совершенстве освоили химические методы исследования различных объектов. Это и природные объекты (водоемы, воздушная среда, почвы, растения), и продукты питания (мед, фруктовые соки, молочные продукты), и питьевая вода, и атмосферные осадки (дождь, снег), и предметы бытовой химии (стиральные порошки, мыло, средства от накипи). Довольно необычной и очень интересной оказалась работа по исследованию практического применения установки, работающей на биогазе.
Но, пожалуй, наиболее разнообразной по тематике исследований и используемым методам, стала секция «Инструментальные исследования в области экологии». Направления исследований можно условно разделить следующим образом:
- Биоиндикация (водных объектов по бентосу и планктону, воздушной среды по качеству пыльцы плодовых деревьев, почв по клеверу, комплексная оценка по листьям березы повислой) и биотестирование (снега, воды водоемов).
- Комплексная экологическая оценка особо охраняемых природных территорий, памятников природы, водоемов в черте населенных пунктов и за их пределами.
- Влияние разнообразных антропогенных факторов на окружающую среду.
Авторы работ использовали такие методы исследования, как биоиндикация, биотестирование, химический анализ, постановка модельных опытов, маршрутный учет, ботанические исследования, измерение показателей с помощью приборов. Надеемся, что приобретенные навыки и умения пригодятся в будущем и в студенческих исследованиях, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.
Особенность VI конкурса в том, что он проходит в тесном сотрудничестве с учреждениями высшего и среднего специального образования: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Пожарно-спасательный колледж. Подробная информация о факультетах этих учебных заведений размещена в конце данного издания. Более подробную информацию можно найти на сайте конкурса http://eco-konkurs.ru/. Такое сотрудничество позволяет рассматривать конкурс как средство профориентации, способствующее осознанному выбору дальнейшего профессионального маршрута и как возможность для

19

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------талантливых молодых людей проявить свои способности. От факультетов вузов постоянно поступает информация о мероприятиях для будущих абитуриентов (дни открытых дверей, олимпиады, подготовительные курсы и т.п.), информация о специальностях, об условиях поступления, обучения и возможности трудоустройства в будущем. Все конкурсные материалы и доклады на конференции оцениваются преподавателями вузов, что позволяет участникам конкурса соприкоснуться с атмосферой факультета, а преподавателям – заметить будущие таланты. Авторы лучших конкурсных работ традиционно приглашаются на студенческие научно-практические конференции.
Для организаторов важно знать, что для школьников участие в конкурсе стало ступенью к осмысленному выбору профессии, к успешному поступлению в университет, к освоению выбранной специальности, к будущей профессиональной деятельности.
Как и в прошлом году, участвовать в конкурсе можно было очно (выступать на научно-практической конференции), так и заочно (не приезжая в Санкт-Петербург).




Оргкомитет конкурса.

20

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VI Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ (с международным участием) «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140] [141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика