Главная Методические статьи Дополнительное образование и воспитание-2012

Мельник А.А. VII международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» // Дополнительное образование и воспитание - 2012 - №8 - С. 33-37

 

В 2011-2012 учебном году в Санкт-Петербурге проходил VII международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Конкурс организует учебный ЗАО «Крисмас+» при поддержке Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ленинградской федерации профсоюзов. В проведении мероприятий конкурса участвовали представители образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет), Российский государственный гидрометеорологический университет, Государственная полярная академия, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Пожарно-спасательный колледж – «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей».
Впервые в рамках конкурса прошли дистанционные мероприятия для школьников: заочное тестирование и интернет-игра «Окружающий мир глазами детей».
Идея проведения заочного тестирования возникла в связи с тем, что на научно-практических конференциях довольно часто школьники недостаточно владеют теорией по тематике своего исследования, хотя свою работу они знают на «отлично». Поэтому были составлены тесты из вопросов по следующим темам: «Анатомия и физиология человека», «Воздушная среда», «Продукты питания», «Экология и жизнь», «Экология растений», «Экология животных», «Экология общая». Задания к ним были взяты из тестов экологических олимпиад разных регионов России, а также Казахстана. Кроме того, школьникам были предложены тесты по школьным предметам: «Биология-9», «Биология-11», «География-9», «География-11», «Химия-9», «Химия-11», составленным на основе заданий ГИА и ЕГЭ 2005-2010 гг, взятых с сайта ФИПИ. Тестирование проводилось дистанционно, вопросы были размещены на сайте конкурса.
Каждый школьник мог пройти два любых теста. Максимальная оценка за каждый тест – 50 баллов, таким образом, наивысший результат за два теста – 100 баллов. 
Такие условия прохождения тестов давали возможности школьникам оценить свои знания в интересующих их дисциплинах.
Тестирование мог пройти любой школьник вне зависимости от того, собирается ли он участвовать в конкурсе или нет, равно как и участникам конкурса участие в тестировании не является обязательным. Всего в тестировании в рамках VII конкурса приняло участие 113 школьников регионов России, а также из Латвии. Все участники были отмечены сертификатами.
Для учащихся 5-6 классов в рамках VII конкурса была проведена интернет-игра «Окружающий мир глазами детей». Игра была проведена совместно с кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Кафедра уже на протяжении более 15 лет проводит эту игру среди команд школ Санкт-Петербурга. Куратором этой игры, автором методических материалов является доцент Груздева Н.В. 
В рамках конкурса игра прошла 5 февраля 2012 г, когда на сайте для зарегистрировавшихся команд участников были открыты задания игры и принимались ответы. Участникам предстояло пройти станции: «Космос», «Микромир», «Планета Земля», «Мир живого», «Экология», и ответить на вопросы. Всего в игре приняло участие 43 команды из регионов России, а также их Белоруссии и Латвии. В каждую команду входило 5 участников. По итогам игры после подсчета набранных каждой командой баллов были названы победители, занявшие призовые места. Все команды были награждены сертификатами, а учителя – руководители команд – благодарственными письмами.
С октября 2011 по февраль 2012 г были организованы и проведены мероприятия регионального этапа конкурса в следующих регионах России:
- Петродворцовый район Санкт-Петербурга (на базе ГОУ ДОД Центр детского технического творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Город Мастеров»),
- Астраханская область (на базе МОУ ДОД ДДТ «Успех», г. Астрахань),
- Белгородская область (на базе МОУ Гимназия №3 г. Белгорода),
- респ. Бурятия (на базе РОО «Эколого-гуманитарный центр «ЭТНА»),
- Аннинский район Воронежской области (на базе МОУ «Аннинский лицей», п.г.т. Анна),
- Ейский район Краснодарского края (на базе МОУ СОШ №11, г. Ейск),
- Староминский район Краснодарского края (на базе МОУ СОШ №7 ст. Канеловская),
- Пермский край (на базе МОУ СОШ №132 г. Перми),
- Псковская область (на базе ГОУ ДОД «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества»).
На основной этап конкурса было поданы заявки на участие 253 работы из регионов России: респ. Бурятия, респ. Калмыкия, респ. Коми, респ. Марий-Эл, респ. Саха-Якутия, респ. Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская обл., Белгородская обл., Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Кировская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Московская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Томская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Санкт-Петербург, Ненецкий авт. окр., а также респ. Беларусь: Гродненская обл., Минская обл.
Традиционно, были предусмотрены очная и заочная формы участия.
26-28 апреля 2012 г состоялась научно-практическая конференция для очных участников.
В первый день, 26 апреля, участники конкурса собрались в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена. Этот день выдался хмурым и дождливым. Но участники конкурса, войдя в комплекс зданий на Мойке-48, сразу же окунулись в теплую и дружественную атмосферу. Всего на конференцию собралось 70 школьников и 25 человек сопровождающих (учителя, педагоги, родители) из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России: респ. Калмыкия, респ. Марий-Эл, Пермский край, Хабаровский край, Астраханская обл., Белгородская обл., Вологодской обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., Липецкая обл., Псковская обл.
Вначале все участники собрались в большой аудитории, где состоялась церемония открытия конференции. С приветственным словом к участникам обратились: зам. декана факультета биологии Александров В.Г., представитель Ленинградской федерации профсоюзов Фадеев М.М. Затем секретарь приемной комиссии Горбунов П.С. подробно рассказал об условиях приема абитуриентов.
По традиции, участникам конкурса была продемонстрирована презентация о прошедших в рамках конкурса мероприятиях и обо всех регионах, принимающих участие в конкурсе.
Далее по программе конференции были запланированы ознакомительные экскурсии на факультеты химии, биологии и физики. Каждый участник конференции посетил 2 факультета, которые выбрал при регистрации на конкурс. Кроме того, для всех участников была проведена презентация факультета безопасности жизнедеятельности, поскольку данный факультет территориально располагается далеко от места проведения конференции. Презентацию факультета провела Абрамова В.Ю.
В то же время педагоги участвовали в работе педагогической секции, которую провела Кудрявцева Т.П., педагог ДДТ Петроградского района На секции были представлены различные методы, формы и технологии организации исследовательской деятельности со школьниками разных возрастов.
После презентации участники разошлись на секции, где представляли на суд жюри свои исследовательские работы. Это секции «Инструментальные исследования в области биологии», «Инструментальные исследования в области экологии», «Инструментальные исследования в области физики», «Инструментальные исследования в области химии и безопасности жизнедеятельности».
После каждого доклада участникам задавались вопросы, проводились обсуждения и даже возникали небольшие дискуссии, авторам работ были даны ценные комментарии.
27 апреля участники конкурса посетили другие вузы Санкт-Петербурга, участвующие в проведении конкурса.
28 апреля во Дворце Труда участники вновь собрались на пленарное заседание и награждение. Необходимо отметить, что подведение итогов во Дворце Труда проводится постоянно, начиная с первого конкурса благодаря Ленинградской федерации профсоюзов.
В самом начале к участникам с приветственным словом обратилась заместитель председателя ЛФП Артюхина Мария Михайловна. Далее было предоставлено слово участникам, удостоенным дипломов I степени, которые вновь выступили со своими докладами, но на этот раз не на секции перед жюри, а перед всеми участниками конкурса.
Затем началась церемония вручения наград. По традиции, Ленинградская федерация профсоюзов учредила специальные призы авторам двух работ за социальную значимость проведенных исследований.
Участникам конкурса, не занявшим призовые места, были вручены дипломы в номинациях, затем были награждены победители – обладатели дипломов III, II и I степеней. Победителям были вручены медали и подарки от ЗАО «Крисмас+»
Победители конкурса среди очных участников:

Секция «Инструментальные исследования в области биологии»
ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ
Видовой состав ихтиофауны озера Цаган-Нур. Хулхачиев Аюка. МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б.Дорджиева» Кетченеровского района Республики Калмыкия. Руководитель - Лиджиева Лариса Борлаевна (№129)

ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ
Аутофлора кожи человека. Пахмутова Любовь. МБОУ СОШ №29 г.Йошкар-Олы. Руководитель – Данилова Елена Михайловна (№134) 
Исследование влияния микрофлоры кефиров на изменение водородного показателя и органолептических свойств. Кривоносова Екатерина, Кривоносова Ксения, ГБОУ СОШ № 252, Санкт-Петербург. Руководители - Михеева Оксана Сергеевна, Петряшова Ирина Александровна (№137) 

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ
Орнитофауна города Астрахани (состав, динамика, распределение, численность). Макарцева Юлия. МБОУ Лицей №2, Астрахань. Руководитель - Курганова Наталья Евгеньевна (№14)
Мониторинг давления школьных сумок учащихся школы №430 Петродворцового района СПб. Лебедева Дианна. Школа № 430, ЦДТТ «Город Мастеров» Петродворцового р-на, С.-Петербург. Руководитель - Токмакова Татьяна Николаевна (№60) 
Миграционное поведение скворца (Sturnus vulgaris) и юрка (Fringilla montifringilla), содержащихся в неволе, в осенний и весенний периоды. Андреева Наталья. ДТДиМ Колпинского района, Санкт-Петербург. Руководители - Ганюта Татьяна Сергеевна, Коваленко Светлана Евгеньевна (№189)

Секция «Инструментальные исследования в области экологии»
ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ
Влияние антропогенных факторов на состояние снега и почвы. Сысоева Мария, Малышева Марина. Лицей №179, Санкт-Петербург. Руководители - Иванова Елена Викторовна, Обуховская Анна Соломоновна (№131)

ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ
Антигололедные средства и состояние газонов придорожных территорий. Милов Никита. ЦДТТ «Город Мастеров» Петродворцового р-на, С.-Петербург. Руководитель - Куликова Галина Николаевна (№61)
Экологический анализ состояния снежного покрова микрорайона школы. Кан Маргарита. ГОУ СОШ №470, С.-Петербург. Руководитель - Адонина Наталья Петровна (№205)

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ
Эколого-географические особенности распространения аллергических заболеваний на территории города Астрахани. Нешкова Анастасия. МБОУ Гимназия №3, Астрахань. Руководитель - Занозина Наталья Викторовна (№6)
Оценка экологического состояния почвы в местах санкционированных и несанкционированных свалок мусора в микрорайоне Мариенбург (г. Гатчина). Ржевский Сергей. МБОУ «Гатчинская СОШ №7», МОУ «Гатчинский центр дополнительного образования детей» Ленинградской области. Руководители - Сляпцова Татьяна Николаевна, Яковлева Ирина Алексеевна, Васильева Виктория Кирилловна (№ 161)
Синтетические моющие средства и их влияние на окружающую среду. Дьячкова София. МБОУ СОШ № 40 город Воронеж. Руководители - Шацких Марина Алексеевна, Денисова Наталья Анатольевна (№173)


Секция «Инструментальные исследования в области физики» (итоги среди очных и заочных участников подводились вместе)
ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ
Обследование состояния «могильника» с бытовыми и строительными отходами нового жилого комплекса в районе Лахтинского разлива. Цветков Кирилл. ГОУ СОШ №618, Санкт-Петербург. Руководитель - Пестова Т.М. (№27)

ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ
Сравнение баллистики теннисного мяча при крученом и резаном ударе. Чирков Павел. МОУ СОШ №12 г Выборга, Ленинградская обл. Руководитель - Матвеева Ольга Владимировна (№39)
Радиационный фон в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга. Сидоренкова Ольга, Орлова Екатерина. Школа № 430 Петродворцового р-на, С.-Петербург. Руководители - Токмакова Татьяна Николаевна, Жиленкова Татьяна Владимировна (№57)

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ
Радиометрический контроль помещений и пришкольной территории МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва». Благовестников Илья, Ярощук Павел. МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва» г. Воронеж. Руководитель - Пономарева Елена Васильевна (№ 167)
Проблемы загрязнения окружающей среды на территории Кузьминского лесопарка. Забужанский Илья. МОУ КСОШ №3 г. Котельники, Московская обл. Руководитель - Смолик Елена Вячеславовна (№33)
Вихревой метод удаления нефти с поверхности воды. Суздорф Феликс. МОУ СОШ № 11 г.Ейска МО Ейский район, Эколого-биологический центр, Краснодарский край. Руководитель - Семке Андрей Иванович (№77)


Секция «Инструментальные исследования в области химии и безопасности жизнедеятельности»
ДИПЛОМ I СТЕПЕНИ
Мониторинг рек г.Нолинска и его окрестностей. Максимова Екатерина. МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска Кировской области. Руководитель - Блинова Ирина Анатольевна (№163)

ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ
Химический анализ и биотестирование вод Обводного канала и канала Грибоедова. Николаева Александра. Лицей №179, Санкт-Петербург. Руководители - Иванова Елена Викторовна, Обуховская Анна Соломоновна (№132)
Питьевая вода п. Толмачево. Светцова Анастасия. МОУ «Толмачевскя СОШ», Ленинградская обл. Руководитель - Шевцова Юлия Игоревна (№233)

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ
Влияние автотранспорта на степень загрязнения окружающей среды села Казаки в районе школы №2. Корастелёва Татьяна. МБОУ СОШ №2 села Казаки Елецкого района Липецкой области. Руководитель - Радина Марина Валентиновна (№74)
Один из эликсиров жизни. Трибрат Александра, Захарова Вероника МОУ «Морозовская СОШ» Великоустюгского района Вологодской области. Руководитель - Дяткинская Екатерина Павловна (№122)
Нитраты. Барановская Ольга. МОУ «Толмачевскя СОШ», Ленинградская обл. Руководитель - Шевцова Юлия Игоревна (№229)

Вся информация о конкурсе и прошедших мероприятиях размещена на официальном сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

 

Статья в формате .pdf

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/990-dov-2012

Интересный материал? Помести его к себе

 

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика