Главная Методические статьи Исследователь – 2012 – №1-2

Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» // Исследователь – 2012 – №1-2 – С. 363-365

 

 

В 2009/2010 учебном году в Санкт-Петербурге вот уже в пятый раз прошел межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды».
Организатор конкурса – учебный центр ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург. В оргкомитет конкурса входят представители следующих организаций:
- Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга;
- Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области;
- Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
- Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области;
- Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ)
Цель конкурса – объединение школьных коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города;
Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного). Высоко ценится сравнение ее с другой, общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу. Исследование должно выявлять конкретные экологические проблемы рассматриваемого объекта (местности), влияние этих проблем на окружающие объекты, здоровье людей. В общем случае, объектами исследования могут быть любые природные объекты (реки, озера, моря и т. д.), атмосферный воздух, воздух в жилых и учебных помещениях, продукты питания и т.п.
Конкурс проводится в 2 этапа.
Первый этап проводится в районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в регионах России.
Поскольку учебный центр ЗАО «Крисмас+», являющийся организатором основного этапа конкурса, находится в Санкт-Петербурге, то географически основными для него будут учреждения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом есть возможность работать с учреждениями каждого административного района обоих субъектов РФ. По этой причине для Санкт-Петербурга и Ленинградской области первый этап называется «районный», соответственно, в каждом административном районе Санкт-Петербурга и Ленинградской области может быть создан один или несколько районных оргкомитетов.
С другими субъектами РФ организатор основного этапа конкурса работает без подразделения на административные районы, поэтому проводимый в них этап будет называться «региональный». Это звучит корректно, поскольку существует несколько трактовок этого определения. Регион (лат. regio – страна, область) – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Понятие также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. По объективным причинам, на базе субъекта РФ, скорее всего, реально выполнять функции регионального оргкомитета сможет только одна организация, соответственно она будет проводить первый этап без явного подразделения на районы. В случае необходимости, региональный этап может проводиться одним оргкомитетом в нескольких соседних субъектах РФ.
Для организации и проведения районного (регионального) этапа создается районный (региональный) оргкомитет, который берет на себя всю организацию этапа в районе (регионе). Организация, которая решает взять на себя функции районного (регионального) оргкомитета, должна информировать об этом учебный центр ЗАО «Крисмас+», дать свои координаты, которые будут внесены в базу данных. В случае согласия сведения об учреждении будут внесены в базу данных. Вся информация находится на сайте конкурса. После официального подтверждения учебным центром ЗАО «Крисмас+» полномочий районного (регионального) оргкомитета, он начинает свою деятельность.
Второй (основной) этап конкурса проводится ежегодно с 15 января по 5 июня. Участники (в случае отсутствия районных/региональных оргкомитетов), а также районные оргкомитеты должны подать заявки на участие в конкурсе в установленные сроки. Поступающие на основной этап конкурса работы распределяются по секциям:
1 секция – Химико-экологические исследования окружающей среды.
2 секция – Комплексные исследования природных объектов.
По этим секциям работы оцениваются на протяжении всего основного этапа. Работы по названным секциям распределяются как у очных, так и заочных участников основного этапа. На основной этап конкурса от одного учреждения принимаются не более 5 исследовательских работ, получивших наивысшую оценку на школьной, районной конференции, на районном (региональном) этапе. В ответ на заявку направляются подробные материалы с условиями участия в конкурсе.
В соответствии с выбранной формой участия, необходимо подготовить следующие конкурсные материалы:
· При выборе заочной формы участия участник предоставляет исследовательскую работу, тезисы и заочный презентационный материал (предоставляются одновременно).
· При выборе очной формы участия участник предоставляет исследовательскую работу и тезисы, а к конференции готовит стендовый доклад или мультимедийную презентацию.
Оценка исследовательских работ проводится преподавателями вузов Санкт-Петербурга, методистами и другими компетентными специалистами в области образования.
Исследовательская работа оценивается по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с общими требованиями.
Каждый критерий оценивается от 0 до 5 баллов, таким образом, максимальная оценка за рецензию – 35 баллов.
Доклад очных участников на конференции оценивается по следующим критериям:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения), регламент (не более 7 мин.)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Каждый критерий оценивается от 0 до 10 баллов, таким образом, максимальная оценка за доклад – 30 баллов.
В каждом направлении в каждой секции работы распределяются по призовым местам в количестве:
I место – 1
II место – 2
III место – 3
Оценки по итогам первого этапа конкурса не включаются в итоговую оценку.
Результаты участия в конкурсе:
1. Каждому участнику выдается сертификат, сборник тезисов и рецензия на работу.
2. Диплом вручается победителям конкурса и их научным руководителям. Также вручаются подарки – образцы портативных комплектов (учебное оборудование для практикума и учебно-исследовательской работы) и учебно-методическая литература.

Источники информации
1. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред. А.А. Мельника. – СПб.: Крисмас+, 2009 – 55 c.
2. Официальный сайт конкурса www.eco-konkurs.ru

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/978-public-094

Интересный материал? Помести его к себе

 

 

 

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика