Главная Методические статьи Мониторинг экологически опасных промышленных объектов и природных экосистем

Мельник А.А. Представление результатов мониторинга экосистем школьниками на всероссийском конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» // Мониторинг экологически опасных промышленных объектов и природных экосистем: сборник статей V Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2011. – С. 155-157

 

В учебно-исследовательской деятельности школьников предметом исследования часто становятся различные экосистемы: озера, реки, пруды, где школьники исследуют следующие показатели: ионный состав, концентрация растворенных газов, прозрачность воды, изменения температуры, показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия исследуемого водоёма.
Исследовательские работы школьники представляют на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по экологии, на экологических секциях.
Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится в Санкт-Петербурге с 2005 года. Цель конкурса - развитие интереса у школьников к учебно-исследовательской деятельности. Конкурс проводит Учебный центр ЗАО «Крисмас+» совместно с вузами Санкт-Петербурга и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. VI конкурс проходил при тесном сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга: РГПУ им. А.И.Герцена, Технологический институт, Аграрный университет, Пожарно-спасательный колледж.
Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» ясно определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается строго определенная методика исследования объекта. Высоко ценится сравнение ее с другими, общеизвестными, широко применяемыми методами, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Исходя из требований к оформлению исследовательской работы и критериев оценки, участникам следует обратить внимание на единство и взаимообусловленность следующих звеньев логической цепочки: «тема работы  цель работы  задачи работы  подбор источников информации и методов  результаты  выводы по работе».
На конкурс не принимаются работы, содержащие результаты исследований, полученные не самостоятельно и выдаваемые за свои (например, в лабораториях при предприятиях, СЭС и др.). Эти результаты могут быть использованы в работе в качестве эталона для сравнения с самостоятельно полученными результатами.
Требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, обзор литературы, методы проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, список печатной литературы по теме, Интернет-публикации и приложения.
Работы в зависимости от применяемых методик распределялись по секциям, работы, связанные с исследованием экосистем, представлялись на секции «Инструментальные исследования в области экологии».
Далее можно выделить основные направления учебных исследований школьников, которые находят отражение в исследовательских работах.
Ионный состав растворенных веществ исследуются методами химического анализа. Среди растворенных веществ особое внимание уделяется содержанию неорганических соединений фосфора и азота (ортофосфаты, нитраты, нитриты).
Из растворенных газов определяется содержание растворенного кислорода методом Винклера, а при возможности – прибором оксиметром.
Прозрачность воды относится к общим гидрохимическим показателям и измеряется диском Секки, а также по высоте водяного столба в цилиндре с использованием специального шрифта.
Температура измеряется при помощи обычного спиртового термометра, также в последнее время все шире распространяются электронные термометры (портативные, а также встроенные в комплексные электронные лаборатории).
Плотность организмов, индикаторные виды, олигохетный индекс Гуднайта-Уотлея, индекс разнообразия НОТ по формуле Шеннона, индекс богатства НОТ, биотический индекс по таблице Вудивисса.
Биоиндикация токсичности природных вод с помощью организмов.

Библиографический список:
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.
2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

 

Статья в формате pdf

 

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на эту страницу          http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/493-pgsha2011

 

Интересный материал? Помести его к себе

 

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика