Мельник А.А Значение всероссийского конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» для обучения физике в школе // Актуальные проблемы математики, физики, информатики в вузе и школе: материалы Всероссийской региональной научно-практической конференции 25 марта 2011 г. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПУ, 2011.-С.260-262.
Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится в Санкт-Петербурге с 2005 года. Цель конкурса - развитие интереса у школьников к учебно-исследовательской деятельности. Конкурс проводит Учебный центр ЗАО «Крисмас+» совместно с вузами Санкт-Петербурга и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного). Высоко ценится сравнение ее с другой, общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу.
Одно из направлений инструментальных исследований – физические параметры окружающей среды. Школьники чаще всего исследуют радиационный фон различных объектов – жилых помещений, школы, детских площадок, мест отдыха жителей своего микрорайона или поселка, различных природных объектов. Особую актуальность эти исследования приобретают в городах с источниками излучения (АЭС, онкологических центров, гранитными сооружениями и набережными). По уровню радиоактивности косвенно оценивалось содержание газа радона в домах. Также школьники в работах исследуют такие физические параметры, как уровень шума, освещенности, уровень электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовых телефонов. Такие исследования способствуют укреплению связи изучаемого школьного материала с жизнью и повышают интерес к изучению физики. Ниже приведены темы некоторых работ по исследованию физических свойств окружающей среды, принимавших участие в V конкурсе (2009-2010 учебный год).
• Авиационный шум в кварталах Сосновой Поляны и Ульянки города Санкт-Петербурга
• Влияние излучения сотовых телефонов на здоровье человека
• Исследование газа радона в помещениях.
• К вопросу радиационного фона стационарных мест отдыха населения на побережье Финского залива
Библиографический список:
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с
2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/368-k-na-amure-2011