Мельник А.А. Значение конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» для химического образования // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. 18-21 мая 2011года. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011.- С. 82-84.
Конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится с 2005 года в Санкт-Петербурге. К участию в конкурсе приглашаются школьники 7-11 классов.
На конкурс поступает много работ с исследованием химических аспектов окружающей среды. Для успешного участия в конкурсе авторы работ должны владеть химическими знаниями и умениями.
Получение результатов связано с проведением определенных химических измерений. Немалое количество участников используют в качестве инструментов специальные портативные комплектные лаборатории, мини-экспресс-лаборатории, которые удобны в использовании, как в аудиторных условиях, так и во время полевых работ в экспедиции. Поэтому такая деятельность требует от школьников знаний и умений, полученных на уроках химии. В первую очередь то, что называется техника химического эксперимента – работа с посудой, приливание растворов, добавление к раствору необходимого количества твердых сыпучих реагентов, титрование. Некоторые из этих операций участникам исследований не встречается на уроках химии, их приходится осваивать дополнительно.
При выполнении химических экспериментов следует:
- провести инструктаж по технике безопасности, обратить внимание на конкретные реактивы и принадлежности, с которыми следует осторожно обращаться,
- изучить укладку реактивов и принадлежностей,
- ознакомить с методиками проведения исследований,
- научить точному измерению объёмов растворов реактивов,
выработать навыки титрования стеклянной пипеткой с делениями,
- провести пробные измерения на модельных растворах с точно известными концентрациями.
В течение определенного времени идет накопление результатов исследования по выбранному направлению. Результаты следует не только накапливать, но и систематизировать, интерпретировать, смотреть на них критически, чтобы не допустить явных промахов в измерениях.
На основе полученных данных со школьниками можно провести беседу по направлениям:
- интерпретация результатов измерения на основе знаний о химических свойствах веществ,
- уравнения химических реакций, происходящих в процессе химического анализа, а также природных процессов, приводящих к появлению вещества, увеличению или уменьшению его концентрации,
Все это в дальнейшем поможет школьнику лучше подготовится к публичному докладу своих результатов.
За 5 лет существования конкурса было рассмотрено более 400 исследовательских работ, представленных 630 участниками 150 образовательных учреждений. Около половины работ, представленных на конкурсе, выполнены с использованием химического эксперимента и в значительной степени развивают химические знания и умения участников конкурса, о чем говорит тематика работ: исследование содержания в природной и питьевой воде растворенных веществ (гидрохимические исследования); исследование загрязненности воздушной среды химическими компонентами; исследование содержания химических веществ в почве; исследование содержания нитрат-ионов в овощах и фруктах; исследование содержания аскорбиновой кислоты в овощах и фруктах; исследование качества продуктов питания (мяса, рыбы, молока, молочных продуктов, меда) химическими методами.
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/323-rgpuhim2011