Главная Методические статьи Методология, теория и методика формирования научных понятий-2011 (физика)

Мельник А.А. Роль всероссийского конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» в формировании понятия «физические параметры окружающей среды» // Усовские чтения. Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XVIII международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2011 г. В 2-х ч. Ч. 1. / под ред. О.Р.Шефер. – Челябинск: «Край Ра», 2011. – С. 246-247.

 

Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится в Санкт-Петербурге с 2005 года. Цель конкурса - развитие интереса у школьников к учебно-исследовательской деятельности. Конкурс проводит Учебный центр ЗАО «Крисмас+» совместно с вузами Санкт-Петербурга и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного). Высоко ценится сравнение ее с другой, общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу.
Одно из направлений инструментальных исследований – физические параметры окружающей среды. Школьники чаще всего исследуют радиационный фон различных объектов – жилых помещений, школы, детских площадок, мест отдыха жителей своего микрорайона или поселка, различных природных объектов. Особую актуальность эти исследования приобретают в городах с источниками излучения (АЭС, онкологических центров, гранитными сооружениями и набережными). По уровню радиоактивности косвенно оценивалось содержание газа радона в домах. Также школьники в работах исследуют такие физические параметры, как уровень шума, освещенности, уровень электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовых телефонов. Исследования подразумевают владение методиками и оборудованием: физический маятник, мультимеры, электроды, дозиметры, базовый дозиметрический комплект. Такая деятельность способствуют укреплению связи изучаемого школьного материала с жизнью и повышают интерес к изучению физики.
Ниже приведены темы некоторых работ по исследованию физических свойств окружающей среды, принимавших участие в V конкурсе (2009-2010 учебный год).
• Авиационный шум в кварталах Сосновой Поляны и Ульянки города Санкт-Петербурга.
• Влияние излучения сотовых телефонов на здоровье человека.
• Исследование газа радона в помещениях.
• К вопросу радиационного фона стационарных мест отдыха населения на побережье Финского залива.
На VI конкурс (2010-2011 учебный год) также поступили интересные работы по исследованию токов Фуко, земных электрических токов, гармонических колебаний нитяного маятника.

Библиографический список.
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». [Текст]:/ И.А. Орлова, А.А. Мельник: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.
2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

 

Статья в формате pdf

 

Все статьи


Постоянная ссылка на эту страницу         http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/317-usovskiechteniaphys2011

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика