Главная Методические статьи Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования

Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ как средство модернизации российского естественнонаучного образования // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: Сб. материалов Международной научно-практической конференции (19-20 ноября). Выпуск 12. Санкт-Петербург. / Под ред. проф. Н.Д. Андреевой. - СПб: Изд-во «ТЕССА», 2013. – С. 290-293.

 

 

Приоритетным направлением школьного образования является подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном современном мире. Одним из аспектов модернизации образования является построение его на компетентностной основе с целью максимальной реализации личностного потенциала (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и многие др.). Инновационная система обучения предполагает развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, анализу, систематизации знаний, высокую степень осознанности знаний, становление у учащегося собственной системы работы по решению учебных, учебно-исследовательских и жизненных задач.

Ключевым признаком образовательных технологий, адекватных целям современного естественнонаучного образования является их интерактивность. К таким технологиям относятся, в первую очередь, исследовательские (мониторинговые) технологии. В основе исследовательской деятельности лежит включение учащихся в жизненно-практические ситуации, связанные с соотнесением текущего опыта со стратегическими ценностями и планами личности, с расширением границ собственного опыта, творческим самопроявлением.

Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, экспериментально-аналитический, теоретико-обобщающий, результативно-оценочный. Таким образом, в процессе исследовательской деятельности формируются и развиваются все группы универсальных учебных действий:

- регулятивные (целеполагание, прогнозирование результата, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, внесение необходимых изменений и дополнений и др.);

- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.);

- коммуникативные (сотрудничество, организация групповой деятельности);

- личностные (самоопределение, самооценка и др.).

Ежегодный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится с 2005 года Учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с РГПУ им. А.И. Герцена,  а также с другими образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, при поддержке Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ленинградской федерации профсоюзов. В настоящее время статус конкурса  - международный. Все конкурсные работы рецензируются преподавателями вузов.

Начиная с 2011 года все желающие могут также принять участие в дистанционных мероприятиях (сайт Конкурса, раздел «Школьникам»), проводимых в рамках Конкурса: в заочном тестировании (7-11 классы, учреждения среднего профессионального образования); в интернет-игре «Окружающий мир глазами детей» (5-6 классы); в заочной конференции «Начни исследовать» (5-6 классы). Среди направлений заочного тестирования – биология, география, физика, химия, экология.

Например, тесты по биологии включают  вопросы по следующим разделам: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология. Часть тестовых заданий, которые вызвали у школьников затруднения, подробно рассмотрены в пособии (Мельник, 2012).

За 7 лет в Конкурсе приняло участие около 1500 школьников (7-11 классы) из почти 500 общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования России и стран дальнего и ближнего зарубежья (Мельник, 2012).

Конкурс оснащен методическими и информационными материалами в печатном и электронном вариантах как для участников конкурса, так и для руководителей школьных исследовательских работ, а также для организаторов Конкурса на отборочных этапах (Орлова, Мельник, 2010; сайт Конкурса).

Конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» способствует расширению индивидуального образовательного пространства, более глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний по предметам естественнонаучного цикла как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса в процессе практикоориентированой деятельности, более глубокому овладению методологией познания, профессиональному самоопределению. В вузы на специальности, связанные с экологией, природопользованием, естественными науками и медициной, поступило свыше 30 победителей Конкурса.

Многолетний опыт организации и проведения конкурса школьных исследовательских работ, а также инновационных мероприятий в рамках Конкурса свидетельствует о высоком потенциале социально и личностно значимой исследовательской деятельности учащихся на пути к реализации государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.

 

Список литературы:

1. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды». Задания и ответы. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 130 с.

2. Мельник А.А. Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Участники и победители I-VII конкурсов – СПб.: Крисмас+, 2012. – 124 с.

3. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Осипова, 2010. – 74 с.

4. Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru

 

 

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1771-public-113

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика