Главная Методические статьи Перспективы развития системы непрерывного экологического образования

 

Орлова И.А., Мельник А.А. Исследовательские технологии – технологии ХХI века // Перспективы развития системы непрерывного экологического образования. Материалы международного научно-методического семинара 5–9 ноября 2013 г, Санкт-Петербург. – СПб.: Крисмас+, 2013 – С. 186-189

 

Интеграция новой цивилизационной парадигмы и нового педагогического мышления формирует предметное и технологическое поле современного образования. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку.

Ключевым признаком образовательных технологий, адекватных целям современного естественнонаучного образования является их интерактивность. К таким технологиям относятся, в первую очередь, исследовательские (мониторинговые) технологии. В основе исследовательской деятельности лежит включение учащихся в жизненно-практические ситуации, связанные с соотнесением текущего опыта со стратегическими ценностями и планами личности, с расширением границ собственного опыта, творческим самопроявлением.

В процессе исследовательской деятельности формируются и развиваются все группы универсальных учебных действий:

- регулятивные (целеполагание, прогнозирование результата, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, внесение необходимых изменений и дополнений и др.);

- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.);

- коммуникативные (сотрудничество, организация групповой деятельности);

- личностные (самоопределение, самооценка и др.).

Формирование и развитие умений, навыков, опыта исследовательской деятельности - многоэтапный, многостадийный и многоуровневый процесс, нацеленный на раскрытие творческого потенциала, формирование у обучающихся активности, самостоятельности, ответственности.

В настоящее время экологическое образование, по сути своей инновационное, - это новый смысл и цель образовательного процесса. Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образовании является доминирующим, организация и актуализация школьных исследовательских работ в системе основного и дополнительного образования весьма актуальна.

Так, на уроках химии учащиеся вначале знакомятся с химическими аспектами  экологического образования, которые включают в себя следующие вопросы экодиагностики, экотоксикологии и экотехнологии:

источники загрязняющих веществ техногенного происхождения, масштабы и темпы их поступления в окружающую среду,

характеристика соединений, представляющих наибольшую опасность для человека, растительного и животного мира,

механизмы воздействия различных веществ на биоту,

основные методы анализа воздуха, вод и почв, используемые при мониторинге химического загрязнения биосферы,

методы и приемы ограничения или предотвращения выбросов вредных веществ в биосферу, детоксикации и рекультивации нарушенных биоценозов,

получение биотоплива и др.

Химический эксперимент как незаменимое средство наглядности  позволяет:

- продемонстрировать губительное влияние на здоровье человека, биоту вредных веществ (денатурация белка, влияние химического состава почв на рост растений и др.);

- познакомить с некоторыми методами ограничения или ликвидации последствий химического загрязнения геосфер, (опыты с активированным углем, по очистке воды и др.);

- показать пути предотвращения или уменьшения экологической опасности в повседневной жизни (опыты, иллюстрирующие возможность использования в качестве чистящих и моющих средств пищевых веществ вместо товаров бытовой химии; опыты по определению качества продуктов питания в домашних условиях и др.) и др.

Актуальной формой организации и вовлечения широкого круга детей в творческую интеллектуальную деятельность являются  традиционные и инновационные олимпиады, конкурсы, конференции и т.д.

Ежегодный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды», который проводится с 2005 года Учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с РГПУ им. А.И. Герцена,  а также с другими образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, при поддержке Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ленинградской федерации профсоюзов, разрабатывает и совершенствует целую систему мероприятий по выявлению и поддержке творческой молодежи. Начиная с 2011 года все желающие могут также принять участие в дистанционных мероприятиях (сайт Конкурса, раздел «Школьникам»), проводимых в рамках Конкурса: в интернет-игре «Окружающий мир глазами детей» (5-6 классы); в заочной конференции «Начни исследовать» (5-6 классы); в заочном тестировании (7-11 классы, учреждения среднего профессионального образования). Среди предметов, по которым проводится заочное тестирование - биология, география, физика, химия, экология (в соответствии с  направлениями исследовательских работ). Например, тесты по биологии включают  вопросы по следующим разделам: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология. Часть тестовых заданий, которые вызвали у школьников затруднения, подробно рассмотрены в пособии.

За 7 лет в Конкурсе приняло участие около 1500 школьников (7-11 классы) из почти 500 общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования России и стран дальнего и ближнего зарубежья.

Конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» способствует расширению индивидуального образовательного пространства, более глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний по предметам естественнонаучного цикла как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса в процессе практикоориентированной деятельности, более глубокому овладению методологией познания, профессиональному самоопределению. В вузы на специальности, связанные с экологией, природопользованием, естественными науками и медициной, поступило свыше 30 победителей Конкурса.

Многолетний опыт организации и проведения конкурса школьных исследовательских работ, а также инновационных мероприятий в рамках Конкурса свидетельствует о высоком потенциале исследовательских технологий, гармонично сочетающих в себе такие востребованные особенности как  гибкость, асинхронность, параллельность, массовость, социальность, высокие квалификационные требования к преподавателю и др.,  на пути к реализации государственного образовательного стандарта общего образования в XXI веке.

 

Список литературы:

1. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды». Задания и ответы. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 130 с.

2. Мельник А.А. Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Участники и победители I-VII конкурсов – СПб.: Крисмас+, 2012. – 124 с.

3. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Осипова, 2010. – 74 с.

4. Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru

 

 

Литература

1. Официальный сайт конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» www.eco-konkurs.ru

2. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2010. – 74 с.

 

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1768-public-110

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика