Главная Методические статьи Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития - 2013

Орлова И.А., Мельник А.А. Роль конкурса исследовательских работ в модернизации школьного экологического образования // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013 г.: в 10 частях. Часть 6: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С. 93-94.

 

В настоящее время ощущается настоятельная потребность в модернизации традиционного экологического образования. Объявление ООН Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.) открывает новый этап в развитии экологического образования – этап экологического образования для устойчивого развития. Суть Национальной стратегии образования для устойчивого развития состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Цель экологического образования на современном этапе развития также учитывает смену знаниевой образовательной парадигмы и переход к опережающей модели образования, которая могла бы отвечать потребностям не только нынешних, но и будущих поколений – образованию в интересах устойчивого развития, направленное на достижение изменений в сознании и поведении человека.

Ключевым признаком образовательных технологий, адекватных целям образования в интересах устойчивого развития является их интерактивность. Среди наиболее реализуемых технологий используются, в том числе, исследовательские (мониторинговые) технологии.

Школьная исследовательская работа по химии выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, экспериментально-аналитический, теоретико-обобщающий, результативно-оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследовательских умений, навыков.

- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;

- информационно-поисковом: справочно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные; составлять библиографическое описание источников литературы на основе действующего ГОСТа),  умение искать необходимую информацию в различных источниках;

- экспериментально-аналитическом: владение выбранными методами и методиками исследования; умение обращаться с лабораторной посудой, проводить лабораторные операции и др.;  умение вести наблюдение, поэтапно описывать ход эксперимента, делать выводы на основе наблюдений);

- теоретико-обобщающем: умение реализовать единство и взаимообусловленность необходимых составляющих работы (тема, введение, цель, задачи работы, обзор литературы, методы исследования, результаты экспериментов, выводы по работе, список литературы, интернет-источники), умения анализировать, обобщать и делать выводы по  результатам исследования;

- результативно-оценочном: умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать  работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение выступить с докладом.

Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» с  международным участием проводится учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга с 2005 года.

К участию в конкурсе приглашаются ученики 7-11 классов средних общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время исследовательские работы в соответствии с тематикой и содержанием распределяются по секциям: химия, физика, астрономия, биология, экология, география.

В содержании исследовательских работ по химии выделяются два направления:

мониторинговые исследования составных частей геосферы,

исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и др.).

С каждым годом увеличивается количество работ, выполняемых на базе вузов под руководством аспирантов и преподавателей.

Все конкурсные работы рецензируются преподавателями вузов, итоговая конференция конкурса с защитой работ проходит на факультетах Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, где членами жюри являются преподаватели, научные сотрудники.

Участники конкурса и все желающие школьники могут также принять участие в заочном тестировании. Поступление заявок на заочное тестирование и результаты публикуются на официальном сайте конкурса [2] в разделе «Школьникам». На сайте конкурса постоянно находятся образцы заданий заочного тестирования, с которыми школьники могут ознакомиться в любое время. Участники заочного тестирования, показавшие наивысшие результаты, награждаются дипломами. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою теоретическую подготовку. Среди направлений тестирования – химия-9, химия-11, гидрохимия, аналитическая химия.

Конкурс оснащен методическими и информационными материалами в печатном и электронном  вариантах [2, 3] как для участников конкурса, так и для руководителей школьных исследовательских работ, а также для организаторов конкурса на отборочных этапах.

За шесть лет в конкурсе приняло участие около 1000 школьников из 200 образовательных учреждений России и  стран дальнего и ближнего зарубежья, представивших на суд жюри около 600 работ. В вузы на специальности, связанные с экологией, природопользованием, естественными науками и медициной, поступило свыше 30 победителей конкурса.

Ежегодный Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды», базирующийся на принципах научности и доступности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, региональности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности способствует более глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний по предмету как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса в процессе социально и личностно значимой деятельности, формированию экологической компетентности учащихся, их профессиональному самоопределению, обладает большим воспитывающим и развивающим потенциалом.

 

Литература

1. Официальный сайт конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» www.eco-konkurs.ru

2. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2010. – 74 с.

 

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1767-public-109

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика