Главная Методические статьи Проблемы и перспективы развития образования в России-2010

Мельник А.А. Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» для развития образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 98-102

 

Аннотация
В статье раскрывается роль конкурса для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в основном и дополнительном образовании детей. Материалы статьи могут быть использованы педагогами дополнительного образования биолого-экологического, химико-экологического, естественнонаучного направлений, методистами для написания разделов авторских программ, связанных с учебно-исследовательской деятельностью обучаемых, для методических и дидактических материалов к учебным занятиям. Современное образование должно в полной мере подготовить школьников к обучению в вузе, к научно-исследовательской работе. Введение профильного обучения дает возможности по формированию навыков научно-исследовательской работы и правильного оформления ее результатов еще на этапе школьного образования. Во многих школах во внеурочное время для школьников организованы разнообразные кружки, секции по развитию исследовательской деятельности. Еще большие возможности в этом направлении у системы дополнительного образования детей. Знаковым этапом деятельности участников таких творческих объединений являются конкурсы и олимпиады, которые дают оценку деятельности школьникам, выявляют их уровень подготовленности, создают условия для общения со сверстниками.

 

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится с 2005 года. Цель конкурса – развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности. В основу учебно-исследовательских работ положены результаты длительных экспедиций, походов, кратковременных выходов на исследуемые природные объекты, аудиторных занятий. Учебно-исследовательская деятельность, результатом которой становятся конкурсные работы, заложены в план учебно-воспитательной деятельности учреждения.
Выполнить учебные исследования и получить результаты – это только начало большой работы педагога с обучаемыми. Как уже упоминалось выше, немаловажное значение в исследовательской деятельности имеют знания, необходимый объем которых превышает школьный уровень. Поэтому работа педагога должна быть направлена на устранение этого пробела.
Выработка необходимых учебных исследовательских умений должна происходить перед проведением исследований. Участники творческого объединения постоянно должны быть, так сказать, в форме, и полученные умения применять в течение всего время обучения. Это необходимо для того, чтобы они могли на защите работ показать знание использованных методик. Далее педагог должен познакомить будущих участников конкурса с правилами оформления учебно-исследовательских работ. Приведенный ниже материал может быть использован педагогами при подготовке занятий по теме оформления учебно-исследовательских работ, памяток-подсказок для обучаемых.
Учебно-исследовательская работа представляет собой рукопись, написанную единолично или в соавторстве под руководством или при соруководстве учителя с консультантами или научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научных работ, связанную с разработкой экологической проблемы с обязательным использованием эксперимента различной степени сложности, в которой отражены результаты и выводы, полученных лично автором (авторами). Темы исследовательских работ определяются руководителями и утверждаются образовательными учреждениями (средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования) в соответствии с учебным планом работы. При выборе темы важно учитывать актуальность исследования и реальные возможности для получения конкретных результатов. Исследовательская работа выполняется в течение 1-2 лет учащимися во внеурочное время. Затраты времени на выполнение исследовательской работы школьников определяются учебным планом образовательного учреждения. Для подготовки исследовательской работы каждому учащемуся назначается руководитель.
При подготовке участников конкурса педагог должен донести до них требования к оформлению исследовательской работы, которые определяют следующую ее структуру: титульный лист; оглавление; введение; глава I. Литературный обзор по проблеме исследования; глава II. Методика проведенных исследований; глава III. Результаты и их обсуждение; выводы по работе; список использованной литературы; приложения.
К участию в конкурсе автор (авторы) представляют сброшюрованную рукопись, оформленную в соответствии с требованиями к данному виду работ, и получившая допуск к участию в первом этапе конкурса после обсуждения в образовательном учреждении.
Общий объем исследовательской работы включает не более 20-25 страниц (интервал 1, шрифт Times New Roman или Arial, размер12).
Исследовательские работы участников оцениваются экспертами по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с общими требованиями.
Педагог должен знать об этих критериях и проследить, чтобы они были соблюдены в работе. Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении.
Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. Из каждого источника необходимо выписывать только принципиальные мысли и положения, оригинальные цифровые данные, отмечать установленные закономерности. При этом литературный обзор не должен быть очень кратким, и в то же время не допускается явно избыточный для работы объем материала. В списке литературы должно быть не менее 7 литературных источников, желательно не старше 10-15 лет. Цель работы должна быть созвучна с её темой.  
Задачи – это конкретные шаги по реализации цели. Методики исследования должны быть подобраны адекватно поставленной цели и задачам и способствовать их достижению.  
Например, в работе с темой «Сравнение качества воды Ладожского озера в парке «Ладожские шхеры» и вблизи города Сортавала» правильно поставленная цель звучит так: «Выявление природных и антропогенных факторов, влияющих на качество воды в Ладожском озере в парке «Ладожские шхеры» и около города Сортавала». В соответствии с целью задачи звучат так:
1. Изучить информацию о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.
2. Подобрать гидрохимические показатели, необходимые для исследования качества воды в исследуемых точках.
3. Исследовать гидрохимические показатели в разных точках на территории парка «Ладожские шхеры» и около города Сортавала
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
В соответствии с задачами №2 и 3 для исследования качества воды были выбраны такие гидрохимические показатели, как рН, общая жесткость, аммоний, нитраты, хлориды, железо общее, поскольку исследование по этим показателям способствует достижению поставленных задач, поскольку они выявляют влияние различных факторов на качество природной воды. Выводы по работе должны соответствовать поставленным задачам.
Пример.

Задачи:
1. Изучить информацию о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.
2. Подобрать гидрохимические показатели, необходимые для исследования.
3. Исследовать гидрохимические показатели в разных точках на территории парка «Ладожские шхеры» и около города Сортавала
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.

Выводы:
1. В ходе написания работы изучена информация о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.
2. Для исследования качества воды были выбраны такие гидрохимические показатели, как рН, общая жесткость, аммоний, нитраты, хлориды, железо общее.
3. Проведены исследования гидрохимических показателей в 7 точках: 5 точек находилось в парке «Ладожские шхеры» и 2 точки в городе Сортавала.
4. Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод о наличии антропогенного воздействия на Ладожское озеро вблизи города Сортавала, а также о необходимости продолжения этой работы и увеличения количества точек отбора в черте города для выявления более полной информации о влиянии города на качество воды в озере.

Оформление исследовательской работы должно соответствовать указанным выше требованиям. 
Следующее, над чем должен работать педагог с участниками конкурса – это доклад на конференции.
Текст доклада включает в себя:
- актуальность,
- цель, задачи исследования,
- краткое описание объекта,
- краткую характеристику методов и методики исследования,
- обсуждение результатов,
- выводы по работе. Продолжительность выступления с докладом – не более 7 минут.
На конференции доклад оценивается по следующим критериям:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения), регламент (не более 7 мин.)
2. Наглядность, иллюстративность материала. 3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Кроме этого, участники должны подать на конкурс тезисы для публикации в сборнике. Умение написания тезисов – также одна из задач подготовки участника педагогом к конкурсу. Таким образом, школьник-участник конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» в достаточной степени получает представления о принципах научно-исследовательской деятельности, структуре исследовательской работы, правилах публичного представления результатов своей деятельности.
Источники информации.
1. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред. Мельника А.А. – СПб.: Крисмас+, 2009. – 55 с.
2. Официальный сайт конкурса www.eco-konkurs.ru

 

статья в формате .pdf

 

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на эту страницу      http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/171-novosib2010

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика