Главная Демонстрационные версии заданий Заочное тестирование ФИЗИКА-9 (вариант 1) 2012 год

Заочное тестирование в рамках VIII конкурса 
«Инструментальные исследования окружающей среды»

Тематика теста – «Физика-9»

Демонстрационные задания тестирования 2012 г

Вариант 1


Инструкция по выполнению теста

Тест состоит из 3 частей и включает 39 заданий.
Часть 1 (задания группы «А») включает 32 задания (А1-А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 4 задания (В1-В4), требующих краткого ответа.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 3 заданиЯ (С1-С3), в которых необходимо решить расчетные задачи и записать развернутый ответ.


Задания составлены на основе демонстрационных заданий ГИА, размещенных на сайте ФИПИ.

Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом. 
Правильно выполненные задания В1 и В2 Части 2 оцениваются по 3 балла.
Правильно выполненные задания В3 и В4 Части 2 оцениваются по 2 баллa.
Правильно выполненные задания С1 и С2 Части 3 оцениваются по 3 баллa. 
Правильно выполненное задание С3 Части 2 оцениваются в 2 баллa.

Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.

Часть 1.

При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А32) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа.

А1 – На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех прямолинейно движущихся тел. Какое из тел движется с наибольшей скоростью?

a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А2 – Известно, что масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Сила, с которой Земля притягивает Луну, равна примерно 2×1020 Н, а сила, с которой Луна притягивает Землю, 
a) равна 2 × 1020 Н
b) равна 81 × 1020 Н
c) меньше в 9 раз
d) меньше в 81 раз

А3 – Тело свободно падает на Землю. Как изменяются в процессе падения импульс тела и его потенциальная энергия? 
1) импульс тела и потенциальная энергия уменьшаются 
2) импульс тела уменьшается, потенциальная энергия увеличивается 
3) импульс тела увеличивается, потенциальная энергия уменьшается 
4) импульс тела не изменяется, потенциальная энергия уменьшается


А4 – Тело движется по окружности по часовой стрелке. Какой из изображенных векторов совпадает по направлению с вектором скорости в точке А?


a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А5 – Ученик опускал кубик льда и яйцо поочередно в сосуды А, Б и В, в которых находились три жидкости: вода, спирт и раствор соли в воде. На диаграмме указаны плотности этих жидкостей, льда и яйца. В каком сосуде находится спирт, а в каком – вода?

a) В сосуде А – спирт, в сосуде Б – вода 
b) В сосуде А – спирт, в сосуде В – вода 
c) В сосуде В – спирт, в сосуде А – вода 
d) В сосуде В – спирт, в сосуде Б – вода


А6 – На рисунке представлен график зависимости модуля скорости тела от времени для прямолинейно движущегося тела. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю

a) на участках AB и CD
b) на участках ОА и ВС
c) только на участке ВС
d) только на участке ОА

А7 – Удельная теплоемкость меди равна 380 Дж/(кг×°С). Это означает, что 
a) при температуре 0°С 1 кг меди выделяет 380 Дж энергии. 
b) при плавлении куска меди в 1 кг потребляется 380 Дж энергии. 
c) для нагревания 1 кг меди на 1°С необходимо 380 Дж энергии. 
d) для нагревания 1 кг меди на 380°С затрачивается 1 Дж энергии

А8 – На одинаковых спиртовках нагревают одинаковые массы воды, спирта, льда и меди. Какой из графиков соответствует нагреванию воды?

a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А9 – К незаряженному проводнику АВ поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (рис. 1). Затем, не убирая палочку, разделили проводник на две части (рис. 2). Какое утверждение о знаках зарядов частей А и В после разделения будет верным?


a) Обе части будут иметь положительный заряд. 
b) Обе части будут иметь отрицательный заряд. 
c) Часть В будет иметь положительный заряд, часть А – отрицательный.
d) Часть В будет иметь отрицательный заряд, часть А – положительный.

А10 – Сопротивление каждого резистора на участке цепи, изображенном на рисунке, равно 3 Ом. Найдите общее сопротивление участка.

a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А11 – При внесении южного полюса магнита в катушку амперметр фиксирует возникновение индукционного тока. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу индукционного тока?

a) увеличить скорость внесения магнита 
b) вносить в катушку магнит северным полюсом 
c) изменить полярность подключения амперметра 
d) взять амперметр с меньшей ценой деления

А12 – Для получения четкого (сфокусированного) изображения на сетчатке глаза при переводе взгляда с удаленных предметов на близкие изменяется 
a) диаметр зрачка 
b) форма хрусталика 
c) соотношение палочек и колбочек на сетчатке 
d) глубина глазного яблока

А13 – При ремонте электроплитки ее спираль укоротили в 2 раза. Как изменилась мощность электроплитки? 
a) увеличилась в 2 раза 
b) увеличилась в 4 раза 
c) уменьшилась в 2 раза 
d) уменьшилась в 4 раза

А14 – В результате радиоактивного распада изотоп урана  превращается в изотоп тория . При этом испускается ядро 

a) изотопа водорода

b) изотопа водорода  

c) изотопа гелия  

d) изотопа гелия   

А15 – Необходимо экспериментально проверить, зависит ли электрическое сопротивление круглого угольного стержня от его диаметра. Какие стержни нужно использовать для такой проверки?


a) А и Г 
b) Б и В 
c) Б и Г 
d) В и Г


Прочтите текст и выполните задания 16 – 18.



У каждого тела есть центр тяжести. Тело, подвешенное в этой точке, остается в покое и сохраняет первоначальное положение. В физике центр тяжести определяется как точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела. Чтобы определить центр тяжести плоской фигуры, надо подвесить ее поочередно в двух произвольных точках так, чтобы фигура могла раскачиваться как маятник. С помощью отвеса из нити с грузом отметим вертикальную линию (штриховая линия на рисунке 1). Затем подвесим фигуру в другой точке и снова отметим уже новое направление нити отвеса. Точка пересечения вертикальных линий (точка О) укажет положение центра тяжести данной фигуры (см. рисунок 2).

 


Определение центра тяжести тел важно при решении конструкторских задач, при расчете устойчивости сооружений. Леонардо да Винчи, размышляя об устойчивости Пизанской башни, пришел к следующему выводу: равновесие тела устойчиво (т.е. тело не опрокинется), если вертикаль, проведенная через центр тяжести, находится внутри площадки, на которую опирается тело.

 



Точка О — центр тяжести бруска. В первом случае (а) брусок остается в покое, а во втором (б) — опрокидывается. Чем ближе к опоре расположен центр тяжести, тем сложнее опрокинуть тело.



А16 – Центром тяжести тела называется 
a) область с наибольшей плотностью, находящаяся внутри тела
b) точка, при подвешивании в которой возникающие колебания тела постепенно затухают 
c) точка, через которую проходит равнодействующая всех сил, под действием которых движется тело 
d) точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела


А17 – Центр тяжести однородного бублика находится в точке


a) А
b) Б
c) В
d) Г

А18 – Если игрушку Неваляшку (или Ваньку-встаньку) положить на бок, то голова Неваляшки поднимется. Как можно объяснить устойчивость игрушки?



a) В верхней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к верхней части неваляшки. 
b) В нижней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к нижней части неваляшки. 
c) Внутри игрушки закреплена пружина. 
d) Игрушка внутри полая и полностью заполнена сухим песком.


А19 – Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 5-ой секунды, считая, что характер движения тела не изменяется.


a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А20 –Через неподвижный блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, к концам которой подвешены грузики равной массы m. Чему равна сила натяжения нити? 
a) 0,25 mg
b) 0,5 mg
c) mg
d) 2 mg

А21 – Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела 
a) одинакова в любые моменты движения тела 
b) максимальна в момент начала движения 
c) максимальна в момент достижения наивысшей точки 
d) максимальна в момент падения на землю

А22 – На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Длина звуковой волны равна

a) 0,4 м
b) 0,8 м
c) 1,2 м
d) 1,6 м

А23 – Брусок в форме прямоугольного параллелепипеда положили на стол сначала узкой гранью (1), а затем – широкой (2). Сравните силы давления (F1 и F2) и давления, производимые бруском на стол в этих случаях (р1 и р2).

a) F1 < F2, p1 < p2
b) F1 = F2, p1 < p2
c) F1 = F2, p1 > p2
d) F1 = F2, p1 = p2

А24 – Верхняя граница частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемая ухом человека, с возрастом уменьшается. Для детей она составляет 22 кГц, а для пожилых людей – 10 кГц. Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм 
a) услышит только ребенок
b) услышит только пожилой человек
c) услышит и ребенок, и пожилой человек
d) не услышит ни ребенок, ни пожилой человек

А25 – В каком агрегатном состоянии находится на Земле вещество, если даже большая его масса имеет собственные форму и объем? 
a) только в твердом 
b) только в жидком 
c) только в газообразном 
d) в твердом или в жидком 

А26 – На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10°С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ.

a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А27 – На рисунке изображены одинаковые электрометры, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?


А. Медь. 
Б. Сталь.

a) только А 
b) только Б 
c) и А, и Б 
d) ни А, ни Б

А28 – Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 1 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 5 Ом?

a) 9 Ом
b) 11 Ом
c) 16 Ом
d) 26 Ом

А29 – Две одинаковые катушки А и Б замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток? 
a) ни в одной из катушек 
b) в обеих катушках 
c) только в катушке А 
d) только в катушке Б

 

А30 - На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения принадлежат электромагнитные волны с длиной волны 0,1 мм.

a) только радиоизлучению
b) только рентгеновскому излучению
c) ультрафиолетовому и рентгеновскому излучению
d) радиоизлучению и инфракрасному излучению

 

А31 -  После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1′ и 2′. За ширмой находится

a) плоское зеркало
b) плоскопараллельная стеклянная пластина
c) рассеивающая линза
d) собирающая линза

 

А32 -

Часть 2.

Ответом к заданиям этой части (В1–В2) является последовательность цифр. В бланке ответов следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.

В1 – Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите  ответ в бланк ответа в виде последовательности цифр.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) Ванна для электролиза 
Б) Двигатель постоянного тока 
В) Лампа накаливания
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) Взаимодействие постоянных магнитов 
2) Действие магнитного поля на проводник с током 
3) Явление электромагнитной индукции 
4) Тепловое действие тока 
5) Химическое действие тока

 

А)
Б) В)



 

В2 – Установите соответствие между научными открытиями в области механики и именами ученых, которым эти открытия принадлежат. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите ответ в бланк ответа в виде последовательности цифр.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
А) Закон о передаче давления жидкостями и газами 
Б) Закон всемирного тяготения 
В) Закон о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в жидкость или газ 
ИМЕНА УЧЕНЫХ
1) Б. Паскаль 
2) Э. Торричелли 
3) Архимед 
4) Евклид 
5) И. Ньютон

 

А)
Б) В)



 

 

При выполнении заданий В3 – В4 ответ (число) надо записать в отведенное место, выразив его в указанных единицах.

В3 – Сопротивление нагревательного элемента электрического чайника 20 Ом. Определите мощность тока, проходящего через нагревательный элемент при напряжении 220 В.
Ответ: ____ Вт 

В4 – Какое количество теплоты потребуется, чтобы испарить 200 г воды, взятой при температуре кипения?
Ответ: ____ кДж

 

Часть 3.

Запишите в бланк ответов ответ к задачам, приведенным в заданиях С1 и С2. Подробное решение записывать не нужно.

С1 – Пуля массой 50 г вылетает из ствола ружья вертикально вверх со скоростью 40 м/с. Чему равна потенциальная энергия пули через 4 с после начала движения? Сопротивлением воздуха пренебречь.


С2 – Воду массой 900 г налили в стакан и стали нагревать на электрической плитке мощностью 300 Вт. При этом экспериментально исследовали зависимость температуры воды от времени нагревания (см. рисунок). Определите КПД данного процесса, считая полезной энергию, идущую на нагревание воды.

 

Запишите в бланк ответов развернутый ответ к каждому из заданий.

С3 – Дима рассматривает красные розы через зеленое стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление. Дайте развернутое, логически связанное обоснование.

 

 

 

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика