Заочное тестирование в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Биология-11»
Демонстрационные задания тестирования 2012 г
Вариант 1
Инструкция по выполнению теста
Тест состоит из 3 частей и включает 35 заданий.
Часть 1 (задания группы «А») включает 28 заданий (А1-А28). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 3 задания (В1-В3), на которые нужно дать краткий ответ в виде последовательности цифр или букв.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 4 задания (С1-С4), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа.
Задания составлены на основе демонстрационных заданий ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ.
Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1–А28) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
В Части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В3 правильно указана последовательность цифр или букв. За полный правильный ответ в заданиях В1 и В2 ставится по 3 балла, в задании В3 - 5 баллов. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
В Части 3 задание с развернутым ответом считается выполненным верно, если ответ правильный и полный, включает все названные элементы. За правильный ответ на задания С1 ставится 2 балла, на задания С2-С4 – по 3 балла. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.
Часть 1.
| При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А28) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
А1 – Какая наука изучает ископаемые остатки организмов?
a) биогеография
b) эмбриология
c) сравнительная анатомия
d) палеонтология
A2 – Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых?
a) эволюции
b) хромосомную
c) клеточную
d) онтогенеза
A3 – На каком рисунке изображена митохондрия?
A4 – У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках -
a) 12
b) 10
c) 8
d) 4
A5 – Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют
a) бактериофаги
b) хемотрофы
c) автотрофы
d) цианобактерии
A6 – У растений, полученных путём вегетативного размножения,
a) повышается адаптация к новым условиям
b) проявляется комбинативная изменчивость
c) набор генов идентичен родительскому
d) появляется много новых признаков
A7 – Парные гены гомологичных хромосом называют
a) аллельными
b) сцепленными
c) рецессивными
d) доминантными
A8 – Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
a) единообразия
b) расщепления
c) сцепленного наследования
d) независимого наследования
A9 – Модификационная изменчивость обеспечивает
a) проявление новой нормы реакции признака
b) освоение новой среды обитания
c) приспособление к условиям среды
d) усиление обмена веществ
A10 – Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют
a) цитоплазму
b) ядро
c) плазматическую мембрану
d) рибосомы
A11 – Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений?
a) семя
b) зародыш
c) эндосперм
d) околоплодник
A12 – Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
a) моховидные
b) папоротниковидные
c) цветковые
d) древние водоросли
A13 – Обыкновенную амёбу относят к подцарству Простейшие, потому что она
a) имеет мелкие размеры
b) обитает в водной среде
c) способна к передвижению
d) состоит из одной клетки
A14 – Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию
a) волосяного покрова и ушных раковин
b) сухой кожи с роговыми чешуями
c) роговых щитков
d) голой кожи, покрытой слизью
A15 – Какой цифрой обозначен на рисунке орган, в который воздух попадает из гортани?
a) 1
b) 2
c) 3
d) 4
A16 – В удалении из организма человека конечных продуктов обмена через кожные покровы участвуют
a) клетки эпидермиса
b) сальные железы
c) кровеносные сосуды
d) потовые железы
A17 – При недостатке в организме витамина С человек заболевает
a) цингой
b) рахитом
c) бери-бери
d) сахарным диабетом
A18 – Колебания уровня сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности
a) желудка
b) надпочечников
c) щитовидной железы
d) поджелудочной железы
A19 – Употребление человеком в пищу сырых овощей и фруктов способствует
a) всасыванию воды в толстом кишечнике
b) сокращению стенок кишечника
c) ускорению обмена веществ
d) повышенной выработке ферментов
A20 – Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?
a) географическому
b) экологическому
c) морфологическому
d) генетическому
A21 – Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой
a) борьбы за существование
b) мутационной изменчивости
c) изоляции популяций
d) понижения уровня организации видов
A22 – К результатам эволюции относят
a) борьбу за существование и естественный отбор
b) приспособленность и многообразие видов
c) мутационную и комбинативную изменчивость
d) модификационную и коррелятивную изменчивость
A23 – Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека
a) способности различать запахи
b) прямохождения
c) членораздельной речи
d) особенностей строения позвоночника
A24 – Какой из примеров относят к биотическим факторам?
a) поедание тлей божьими коровками
b) весенний разлив реки
c) сезонное пересыхание водоёма
d) поглощение культурными растениями минеральных удобрений
A25 – Определите консумента I порядка в цепи питания:
листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник
a) гусеницы непарного шелкопряда
b) обыкновенный скворец
c) листья липы
d) ястреб-перепелятник
A26 – Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности
a) дрожжевых грибов
b) клубеньковых бактерий
c) молочнокислых бактерий
d) плесневых грибов
A27 – Ферменты лизосом синтезируются в
a) рибосомах
b) митохондриях
c) клеточной стенке
d) комплексе Гольджи
A28 – Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
ДНК → информационная РНК → белок
ДНК → транспортная РНК → белок
рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок
рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок
Часть 2.
| Ответом к заданиям этой части (В1-В3) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы в бланк ответов без пробелов и других символов. |
| В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания в бланк ответов. |
B1 – Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о
1) биогенной миграции атомов
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад
5) сходном строении клеток всех организмов
6) взаимосвязи живой и неживой природы
B2 – В каких структурах органов чувств человека расположены воспринимающие звенья анализаторов?
1) слуховые косточки
2) сетчатка
3) обонятельный нерв
4) волосковые клетки улитки
5) хрусталик глаза
6) сосочки языка
| При выполнении заданий В3 установите правильную последовательность биологических процессов. Запишите в бланк ответов последовательность букв без пробелов и других символов. |
B3 – Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?
A) расщепление крахмала до мономеров
Б) поступление в лизосомы питательных веществ
B) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Г) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
Д) образование углекислого газа и воды
Часть 3.
| Прочитайте задание, выполните его как указано в тексте, а затем запишите развернутый ответ в бланк ответов. |
C1 – Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?
C2 – Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

C3 – В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
C4 – В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.